УДК 658.86

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

№12,

Экономические науки

Дрюпина Кристина Олеговна
Мануковская Лидия Анатольевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: МАРКЕТИНГ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ; ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ; MARKETING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS; INTERNET MARKETING.


Аннотация: В статье рассматривается необходимость применения маркетинга в высших учебных заведениях России в настоящий период. Авторами рассмотрен интернет-маркетинг как один из перспективных способов продвижения образовательных услуг учреждениями. Представлены современные формы интернет-маркетинга.

Усиление конкурентной борьбы между вузами за гранты, за абитуриентов, за получение финансовых ресурсов на конкурсной основе под реализацию научно-практических проектов, приводит к тому, что вузы должны постоянно изыскивать и совершенствовать различные инструменты маркетинга, использовать современные технологии продвижения образовательных услуг, применять весь арсенал рекламных средств.

Маркетинг образования – это новый элемент в системе маркетинга. В странах с развитой рыночной экономикой он играет весьма важную роль. В настоящий период происходит формирование определенных позиций и подходов в этой области, а также сбор конкретных инструментов и инструкций для решения конкретных проблем рынка образовательных услуг. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в нашей стране, следует вывод, что эти проблемы возникли недавно. Однако переход к рыночным отношениям в сфере образования уже произошел и получает всё большее распространение в различных сегментах системы образования. Для повышения конкурентоспособности необходимо использовать маркетинговые инструменты это поможет решить проблемы функционирования учебного заведения в рыночных условиях [3, с 88-91].

Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Шестопалов М.Ю. представили следующее определение: «Маркетинг в вузе – это деятельность, направленная на достижение целей вуза на профильных рынках образовательных услуг, научно-технической продукции и услуг, а также на рынке труда» [1, с 184]. Однако с нашей точки зрения, данное определение несколько расплывчато представляет понятие маркетинга вуза, не детализируя ряд его направлений. С нашей позиции, более полно рассмотрели определение маркетинга авторы статьи «Маркетинг вуза как инструмент его устойчивого развития» С. Неделько, А. Осташков, которые под маркетингом вуза понимают «деятельность вуза (его персонала и специализированных подразделений), направленную на выявление, создание и удовлетворение образовательных и иных потребностей общества, государства, организаций и отдельных личностей в различного рода продуктах и услугах вуза посредством товарно-денежного обмена на соответствующих рынках» [2, с.8].

Продвижение образовательных услуг в настоящий период реализовывается на основе применения таких новых инструментов как интернет-маркетинг.

В современном мире динамично развиваются информационные технологии. Покупатели образовательных услуг получают информацию об образовательных услугах не только по традиционным каналам, с применением традиционных инструментов маркетинга, но и в большей степени, с помощью Интернета как канала доставки обращения и интернет-маркетинга. Интернет-маркетинг в последние годы демонстрирует стабильные темпы роста, как на зарубежном, так и на отечественном рынке. Такая форма коммуникаций с потребителями требует наименьших затрат по сравнению с другими средствами массовой информации.

По мнению Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В., важнейшая роль среди других инструментов интернет-маркетинга отводится корпоративному сайту вуза [3, с. 141].

По мнению специалистов-практиков, занимающихся данной проблемой, «Продвинутый сайт повышает шансы отобрать наиболее обеспеченных (для коммерческого) и одаренных (для государственного) абитуриентов, тем самым постоянно повышая имидж учебного заведения. Поэтому использование контекстной и баннерной рекламы для продвижения сайта – выгодная инвестиция в дальнейшее преуспевание учебного заведения». И, как показывает практика, для многих высших учебных заведений интернет-представительство давно уже стало основным инструментом набора учащихся [3].

Другим важным инструментом интернет-маркетинга является все более активизирующая форма взаимодействия между вузом и потенциальными клиентами — блоги, ЖЖ, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Фэйсбук и пр.

Важным фактором выбора направления подготовки в вузе являются перспективы трудоустройства выпускников. При выборе вуза студенты и их родители анализируют не только показатели учебной деятельности, но и оценивают внеучебную, общественную деятельность вуза. Следовательно, интернет-маркетинг вуза должен отображать данные направления деятельности учебного учреждения.

В основе маркетинга вуза, как и любого другого маркетинга, лежат нужды и потребности людей. Маркетинговая деятельность вуза должна носить ярко выраженный перспективный характер, соответствовать потребностям потребителей. Следовательно, и форма представления маркетинговой информации, и каналы, которые потребитель предпочитает должны иметь определяющее значение при разработке рекламных программ.

Представление информации о ВУЗе в Интернете является важнейшим элементом маркетинга. Интернет является в современном мире основным источником информации. Так же современный мир характеризуется высокой скоростью изменений — в экономической, политической и социальной сферах, технологиях, методах и бизнес-моделях, привычках и вкусах населения. Наблюдается тенденция к повышению уровня открытости и доступности информации: люди в интернете легко вступают в контакт друг с другом для обычного общения, а также в целях сотрудничества, совершения покупок, сбора информации о конкурентах и т. п.

Электронные коммуникации вуза включают следующие направления деятельности: формирование и управление корпоративным сайтом вуза; организация рекламных кампаний в Интернет пространстве; взаимодействие и размещение разнообразных данных на отраслевых порталах; работа с блогами и в рамках социальных сетей.

При грамотной организации системы продвижения образовательных услуг вуза, интеграции всех ресурсов в целостный план коммуникационной деятельности, планомерной деятельности по формированию и управлению имиджем и репутацией вуза, профессиональной организации коммуникационных и рекламных кампаний вуза, создание позитивного взаимодействия с целевыми аудиториями – обеспечивает благополучное развитие вуза.


Список литературы

  1. Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Шестопалов М.Ю. Маркетинговая деятельность технического университета / Инновационная Россия. Проблемы и опыт, 2011 — № 3, С.12-17.
  2. Неделько С.В, Осташков А.Н. Маркетинг вуза как инструмент его устойчивого развития // Власть. — 2012. — № 12. — С. 88-91.
  3. Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в Интернет – М.: ННОУ «МИПК», 2014. — 141с.