СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

№4,

Экономические науки

Нуралиев Руслан Ёралиевич


Ключевые слова: ПЕРСОНАЛ; РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА; СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ; УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; PERSONNEL; STAFF DEVELOPMENT; CORPORATE EDUCATION SYSTEM; PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM; PROJECT MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается система корпоративного обучения персонала в сфере управления проектами. Из этого следует, что обученный персонал в сфере управления проектами представляет собой мощное конкурентное преимущество. Именно этот фактор обуславливает необходимость и востребованность в компании корпоративной системы обучения.

Систему корпоративного обучения в сфере управления проектами можно признать эффективной только в случае, если впоследствии происходит выстраивание этой системы в рамку положительных системных изменений, направленных на достижение основной цели проекта и реализацию задачи стратегии компании в целом. В процессе организации корпоративного обучения складывается парадоксальная ситуация: само корпоративное обучение в сфере управления проектами не гарантирует повышение эффективности реализации проекта. При этом, по мнению многих HR-специалистов, корпоративное обучение персонала позволяет значительно увеличить прибыльность компании за счет повышения эффективности деятельности сотрудников, прошедших обучение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что инвестирование обучения и развития персонала компании – это, чаще всего, выгодное капиталовложение.

В современных условиях функционирования компании управление проектами и работа в проекте представляет собой определенный навык, которому можно и необходимо научиться, как и любому другому профессиональному навыку. Однако на это потребуется время и определенная практика.

Подбор персонала для проекта не означает лишь многократное использование одних и тех же людей, получающих результаты. Он означает серьезное обдумывание потребностей каждого отдельного проекта, и кто может лучше всего удовлетворить их. Истощение персонала в проектах опасно, если отсутствует план замены персонала без потери времени на обучение и вывода новых людей на требуемый уровень. Поэтому нужно следить за тем, по-прежнему ли преданны проекту работающие над ним люди. Несмотря на то, что со стороны организации и её руководства существует заинтересованность, это не значит, что все по-прежнему могут выполнять работу и заканчивать ее в срок.

Выходом может быть создание системы корпоративного обучения персонала в сфере управления проектами.

Безусловно, обеспечение компании компетентными и квалифицированными сотрудниками, для достижения текущих и перспективных целей того или иного проекта компании, является одной из главных задач системы корпоративного обучения и управления персоналом. Система корпоративного обучения представляет составную часть системы управления персоналом, комплекс технологических и методологических решений, и процессов, которые обеспечивающих:

• сохранение, систематизацию и распределение знаний.
• адаптацию сотрудников в процессе проектной работы и ротации персонала.
• систематическое и непрерывное повышение квалификации и развитие персонала, занятого в различных проектах компании.

Система корпоративного обучения доступна для всех штатных сотрудников Компании и включает в себя как портфель «внутренних» программ обучения и самообучения сотрудников, так и специально отобранные программы обучения «внешних» поставщиков. При этом Стратегическими целями системы корпоративного обучения персонала являются [1]:

• создание единой системы управления знаниями;
• формирование и трансляция единой корпоративной культуры;
• организация тренингов.

При этом система корпоративного обучения базируется на следующих принципах [2]:

• комплексность всего процесса обучения и развития персонала;
• внедрение и поддержание единых политик и процедур в области подготовки, переподготовки, оценки, ротации персонала;
• создание и поддержание механизмов, направленных на выявление потребностей в новых знаниях;
• централизованное управление процессами планирования, методологического сопровождения, подготовки и проведения, оценки эффективности обучающих программ;
• связь с оценкой, аттестацией, ротацией, мотивацией персонала;
• доступность фрагментов знаний, учебных материалов, планов и содержания программ занятий и самообучения в информационной среде компании;
• добровольное участие высших руководителей, руководителей структурных подразделений, специалистов Компании в проведении мероприятий.

Общая ответственность за разработку и внедрение единых политик, стандартов качества и процедур в области корпоративного обучения персонала несет руководитель департамента (отдела) управления персоналом [3]. Общую ответственность за выработку концепции, методологии, организации и архитектуры системы корпоративного обучения в сфере управления проектами, разработку содержания, форм и планов обучения в компании в соответствии с выявленными потребностями несет руководитель отдела обучения и развития персонала департамента управления персоналом.
Общая ответственность за организацию процессов обучения и развития персонала в соответствии с утвержденными методиками и стандартами, за ведение посттренингового учебного сопровождения возложены на закрепленных HR-партнеров. Обучающие программы в рамках системы корпоративного обучения проводятся в соответствии с утвержденными планами [4]:

• штатными тренерами отдела развития персонала;
• внутренними экспертами из числа сотрудников компании;
• внешними тренерами и преподавателями.

Таким образом, обученный персонал в сфере управления проектами представляет собой мощное конкурентное преимущество. Именно этот факт обуславливает необходимость и востребованность в компании корпоративной системы обучения. Для того, чтобы процесс обучения персонала в сфере управления проектами был эффективным, он должен осуществляться системно, подкрепляться наличием развивающей обратной связи, в рамках которой контролируется профессиональный уровень приобретенных навыков сотрудников компании, из карьерного роста. Такой подход к организации системы корпоративного обучения позволит сформировать мотивацию сотрудника на обучение.


Список литературы

  1. Бугаков В.М. Управление персоналом / Учебное пособие // В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. c. 116.
  2. Колесникова К.А. Как создать эффективную систему корпоративного обучения // Управление персоналом. – 2016. — №3. – С.28-29.
  3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами (справочник для профессионалов) // — М.: Высшая школа, 2014. c. 135.
  4. Каштанова Е.В. Управление персоналом (теория и практика). Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: Учебно-практическое пособие // Е.В. Каштанова. — М.: Проспект, 2013. c. 147.