УДК 34

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

№12,

Юридические науки

Каримова Маргарита Викторовна


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION; PUBLIC ADMINISTRATION.


Аннотация: В статье рассматриваются меры по противодействию коррупции, принимаемые государством в целях защит своих интересов.

Актуальность проблемы противодействия коррупции в сегодняшних реалиях в Российской Федерации весьма высока в связи с тем, что коррупция в органах государственной власти заняла всеобъемлющий характер. Коррупция относится к списку наиболее деструктивных социальных явлений, которые крайне негативно влияют на основы гражданского общества и правового государства. Она вобрала в себя ряд свойств и характеристик, которые определяют её угрожающей национальной безопасности, негативно влияющей на развитие рычагов гражданского общества, институтов демократии. Основным последствием влияния коррупции является уменьшение эффективности деятельности субъекта власти, в окончательной форме ставящее в тупик.

С точки зрения общественной сущности коррупции сводится к тому, что коррумпированный аппарат уже не способен осуществлять, свойственные функции, и потому бесполезен для общества.

На сегодняшний день основную правовую базу по борьбе с коррупцией составляет Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
«О противодействии коррупции». В данном нормативном акте имеются не только меры противодействия коррупции, но и раскрывается ее понятие. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1].

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

— формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
— антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
— рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
— предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
— установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
— развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [3].

В связи с тем, что коррупция представляет собой общественное явление, и из-за ошибок менеджмента государственной службы и проблем психологии государственных служащих, необходимо включение широкого перечня средств антикоррупционного характера, где особое место занимает административно-правовой и организационно-управленческих.

Административное право является отраслью права, которая регулирует особую совокупность общественных отношений. Отличительной их особенностью является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в рамках государственного управления.

По большому счету характерной чертой роли административного права является функционирование механизма власти. Следовательно, административное право представляет собой юридическую форму исполнения задач, методов, функций и полномочий, определяемых Конституцией и нормативными актами РФ субъектами исполнительной власти.

Исходя из сказанного, разумно полагать, что коррупция является дефектом государственного управления, располагающегося в сфере воздействия административного права.

Анализируя нормативную базу, можно прийти к выводу, что борьба с коррупционными правонарушениями представляет собой, на ряду с другими, одним из приоритетных направлений деятельности государства. При общей тенденции к смягчению уголовного законодательства, ответственность за коррупционные правонарушения становится серьёзней.

Однако одних мер уголовного воздействия в антикоррупционной политики не может быть достаточно. Так, по мнению Н.М. Коркунова «уголовная репрессия слишком дорого обходится обществу и материально, и нравственно, вместе с тем, сама уголовная кара не уничтожает совершившегося правонарушения, сама по себе не восстанавливает попранного права, не возмещает причинённого преступником вреда. К карательным мерам приходится прибегать, когда нет других способов противодействия правонарушению, или способы эти недостаточны, не соответствуют тяжести противозаконного посягательства. В связи с чем, недаром законы с карательной санкцией называются менее совершенными законами» [2].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в федеральном законодательстве активно формируется базовая система средств по борьбе с коррупцией. Формирование правовой базы это один из первых шагов, направленных на борьбу и искоренение коррупции, однако только лишь создания правовой базы мало. Кроме этого, необходимо работать с мировоззрением людей, как занимающих должности, так и только претендующими на их занятие.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции»
  2. Коркунов Н.М. Русское государственное право. – Т. 2. Часть особенная. – СПб., 1909. – с. 694.
  3. https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption (Дата обращения: 26.04.2018)