УДК 343.955

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА

№12,

Юридические науки

Репин Алексей Викторович


Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ; ТАКТИКА ДОПРОСА; РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ; THE PERSON OF THE PERSON; PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE PERSON; TACTICS OF INTERROGATION; REFLEXIVE MANAGEMENT.


Аннотация: В статье на основе анализа мнений ученых относительно содержания отдельных элементов психологической структуры личности рассматривается возможность использования полученного знания для определения тактической линии поведения на допросе подозреваемых и обвиняемых.

Общение между людьми происходит в любом виде человеческой деятельности. Оно включает восприятие внешнего облика человека, обмен мыслями и чувствами, познание внутреннего мира человека, его психических свойств и состояний, мотивов его поступков.

С позиции психологии допрос подозреваемого или обвиняемого также является процессом общения, но обладающим специфическими свойствами. По мнению М.И. Еникеева и Э.А. Черных, из всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними. Поэтому «квалифицированное его проведение требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами» [2, с. 5]. Познание указанных закономерностей и тенденций возможно только через познание личности и элементов, составляющих ее структуру.

Понятие «личность» используется и изучается во многих науках. Но наиболее глубоко личность исследуется в психологии и социологии. Исследованию различных сторон личности и ее характеристик посвящено множество работ. Среди отечественных ученых общими проблемами изучения личности занимались: Б.Г. Ананьев, А.В. Батаршев, А.А. Бодалев, Г.В. Грачев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, О.В. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лук, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, К.К. Платонов, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн и другие.

Проблемам личности в области уголовного судопроизводства посвящены работы А.В. Дулова, М.И. Еникеева, В.Е. Коноваловой, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко, Г.Г. Шиханцева, Ю.В. Чуфаровского и др.

Существует множество определений понятия «личность». Проанализировать все определения в рамках одной статьи не представляется возможным, так как, сколько исследователей этой проблемы, столько и определений. Как справедливо отметил В.Н Панферов «личность настолько многогранна и бесконечна в своих характеристиках, что каждый исследователь находит что-то свое, свой ракурс, свои проблемы» [4, с. 29].

Выделив в качестве наиболее универсального определение Е.В. Шороховой, по мнению которой «личность – это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения» [8, с. 17], рассмотрим те аспекты в изучении личности, в которых мнения большинства ученых сходны.

Так, ученые единодушны в том, что, во-первых, личность – это качественная характеристика развития человека. Каждая личность есть человек, но не каждый человек есть личность. Во-вторых, личность формируется в результате общественных отношений и становится таковой после вхождения в эти отношения (способность иметь права и осуществлять обязанности). Через такой подход подчеркиваются социальные качества человека, связанные с характеристикой тех общностей, в которые входит человек, и является компонентом этих общностей. В-третьих, общественные отношения, социальная среда влияют на отношения внутри личности. Отражая окружающую (внешнюю) действительность, в личности формируется внутреннее отношение к ней, которое, проходя через психологическую структуру, находит свое внешнее выражение в поведении человека. Тем самым, внутренние отношения личности являются динамичными, способными к изменению при воздействии извне, что необходимо учитывать при разработке тактических комбинаций при проведении следственных действий.

Не меньшее многообразие мнений высказывается и при исследовании психологической структуры личности. Психологи неоднократно предпринимали попытки создать универсальную классификацию личностных качеств и проявлений человека. На сегодняшний день, несмотря на продолжающиеся дискуссии по данной проблематике, в качестве основных можно выделить два подхода к структуре личности, которые стали в отечественной психологии уже классическими.

Первая теория предложена А.Г. Ковалевым, по мнению которого структура личности состоит из психических процессов, состояний и свойств. Эти элементы рассматриваются автором применительно к познавательной, эмоциональной и волевой деятельности человека, раскрываются закономерности их возникновения и развития [3, с. 22-39].

Бесспорно, концепция А.Г. Ковалева достаточно полно раскрывает сущность и значение большинства психических процессов, состояний и свойств, является ясной, стройной и лаконичной. Однако, на наш взгляд, она излишне статична и не охватывает все многообразие возможных взаимосвязей, проявляющихся в ходе межличностного общения, в том числе и при проведении допросов.

Не останавливаясь на более глубоком рассмотрении позиции А.Г. Ковалева, отметим, что, на наш взгляд, проблему структуризации свойств и качеств личности удалось решить другому видному отечественному психологу К.К. Платонову. Он, рассматривая структуру личности как «динамическую функциональную», выделяет в ней четыре подструктуры:
1. Подструктура направленности личности.
2. Подструктура опыта.
3. Подструктура форм отражения.
4. Биологически обусловленная подструктура [5, с. 12; 6, с. 126].

Взяв за основу эту концепцию, сразу оговоримся, что в юриспруденцию нельзя некритически переносить психологические концепции личности. Исследование структуры личности в криминалистике – не самоцель, а необходимое условие для определения эффективных и целенаправленных способов воздействия на личность при производстве следственных действий. Потребность в этом проявляется, прежде всего, при производстве допроса, основу которого составляют субъект-субъектные (аксиальные) отношения и воздействие оказывается в ходе общения во многом за счет рефлексивного управления. Следовательно, элементы структуры личности в криминалистической тактике должны исследоваться именно с позиции тактических целей и задач.

Н.П. Хайдуков, взяв за основу концепцию К.К. Платонова, уже провел исследование общего характера по этой проблематике [7, с. 77-96]. Рассмотрим полученные им результаты и выделим особенности характерные для тактики допроса подозреваемых и обвиняемых.

1. Подструктура направленности личности включает в себя потребности, мотивы, влечения, желания, интересы, мировоззрение, идеалы, отношение к окружающей действительности (людям, закону, к себе и т.д.), ценностные ориентации, т.е. социально обусловленные и наиболее устойчивые социально значимые качества личности.

Рефлексивное управление невозможно без познания этой подструктуры, так как она является основой мотивационной сферы человека, которая представляет собой устойчивую иерархическую структуру побуждений. Познание доминирующих побуждений (мотиваторов поведения) дает возможность установить направленность личности. При решении тактических задач это позволяет: во-первых, прогнозировать поведение допрашиваемого; во-вторых, избирать соответствующие способы максимально эффективного, и в то же время «дозированного» воздействия.

2. Подструктура опыта, включающая знания, умения, навыки, привычки формируется за счет того, что все воспринимаемое человеком анализируется, обобщается, после чего выделяется типичное и особенное. На основе этого возникает знание о тех или иных событиях, явлениях и определяются соответствующие способы поведения. Знания, умения, навыки и привычки, формируясь на основе биологических свойств под воздействием социальных факторов, образуют личный опыт. Он (опыт), в свою очередь, закрепляясь в сознании существенным образом влияет на выбор способов действия или линии поведения в конкретно сложившейся ситуации». Нередко у человека вырабатываются стереотипы общения и поведения в определенных конкретных жизненных ситуациях, что должно познаваться следователем и использоваться в своей прогностической деятельности при подготовке к допросу.

3. Подструктура психических форм отражения. Через эту подструктуру раскрываются свойственные конкретному человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных психических процессов (внимание, восприятие, мышление, память, эмоции, воля, психомоторика). Познание форм отражения необходимо, так как они, занимая в психической деятельности ведущее место и находясь в актуализированном состоянии, могут выступать источником активности личности и обуславливать ее поведение, действия и поступки. Для рефлексивного управления и воздействия на допрашиваемого, эмоциональные и волевые качества личности имеют особое значение, так как, во-первых, будучи тесно связанными с остальными психическими свойствами они оказывают непосредственное влияние на элементы первой подструктуры (направленность личности) и во многом обуславливают их появление и устойчивость. Во-вторых, будучи взаимообусловленными, они также, как и элементы второй подструктуры влияют на поведение человека, а, следовательно, и на возможность воздействия на него.

4. Биологически обусловленная подструктура представлена возрастными, половыми, а также типологическими свойствами (темпераментом). Темперамент в данной подструктуре (в отличие от концепции А.Г. Ковалева) рассматривается не как отдельно взятое свойство, а во взаимосвязи с другими элементами подструктур. Это и позволяет рассматривать структуру личности именно как целостную и динамическую систему, где все подструктуры взаимосвязаны между собой, что выражается в следующем.

Во-первых, темперамент не является ценностным критерием личности и не определяет ее потребностей, интересов, взглядов, которые лежат в основе первой подструктуры (направленность личности). В свою очередь, возможность реализации интересов, потребностей и т.д., во многом зависит от биологически обусловленных качеств личности, среди которых отчетливо прослеживается темперамент. Во-вторых, по мнению в темпераменте заключается самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной деятельности, а это последнее накладывает ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума. В деятельности, в свою очередь, реализуются знания, умения, навыки, т.е. элементы второй подструктуры. В-третьих, темперамент определяет не содержание, а динамику (силу, уравновешенность, подвижность) психических процессов. Содержание этих процессов раскрывается через формы отражения, отнесенные к третьей подструктуре. Таким образом, значение структуры личности, особенности и закономерности проявления тех или иных ее подструктур и их взаимосвязей значительно обогащает тактический арсенал следователя.

Учет особенностей элементов структуры личности позволяет разрабатывать тактические рекомендации по выбору темпа, ритма, продолжительности, уровню напряженности проведения допроса, а также способов снятия излишнего напряжения с учетом особенностей темперамента допрашиваемого. Кроме того, индивидуальные особенности человека, обусловленные его личностными психическими свойствами и качествами, определяет характер взаимодействия в ходе допроса.


Список литературы

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. — 200 с.
  2. Еникеев М.И. Черных Э.А. Психология допроса. – М., 1994. — 124 с.
  3. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965. — 289 с.
  4. Панферов В.Н. Психология человека. – СПб., 2000. — 160с.
  5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. — 256 c.
  6. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для вузов. – М., 1976. — 256 с.
  7. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия на участвующих в деле лиц. – Саратов, 1984. — 125 с.
  8. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. — 319 с.