УДК 530.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

№12,

Физико-математические науки

Быкова Ольга Юрьевна

Мухаметзянов Эльвир Венерович (Кандидат физико-математических наук)


Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИИ; ФИЗИКА; МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; INTERNET ТЕХНОЛОГИИ; TECHNOLOGIES; PHYSICS; MULTIMEDIA TECHNOLOGIES; INTERNET TECHNOLOGIES.


Аннотация: В данной работе раскрывается актуальная тема «Использование информационных технологий при изучении физики». Рассматриваются технологии применяемые при изучении физики.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях широко используются информационные технологии в учебном процессе. Учебные учреждения создают компьютерные классы, которые позволяют пользоваться современными информационными технологиями с целью предоставления совершенно новых возможностей для творчества, повышения и увеличения качества обучения и приобщения учащихся к информационным технологиям в ходе обучения физике.

Уроки физики невозможно представить только в виде теоретических занятий, нужно поддерживать интерес к уроку путем использования разнообразных методов популяризации учебного процесса. Информационные технологии предоставляют обучающимся возможность самим самостоятельно приобретать новые знания.

Систематизировано внедряется в классы современное оборудование, которое позволяет использовать электронные средства обучения в представлении виртуальных лабораторных работ, видео материалов, презентаций, фотографий. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.

Если говорить о конкретном применении информационных технологий на уроках физики, то это, прежде всего, использование следующих средств:
— мультимедийные технологии;
— Internet технологии;
— интерактивная доска.

Физика на сегодняшний день нуждается в использовании подобных обучающих технологий и ресурсов. Основной причиной является нехватка оборудования и невозможность проведения некоторых физических опытов в стенах учебных заведений.

Использование специальных компьютерных программ помогающих выполнять виртуальные лабораторные работы, имитировать эксперименты и физические явления решают такие проблемы. Для пользования специальными программами понадобится только компьютер, которыми оснащены кабинеты физики. Такие программы также оказывают помощь преподавателю при представлении различных опытов и экспериментов. К примеру, виртуальная установка для моделирования работы двустороннего баллистического пистолета помогает в режиме реального времени измерять массу, угол вылета и скорость снаряда. Такая интерактивная установка также позволяет управлять объектами и изменять некоторые параметры на экране компьютера, например массу снаряда, а более заинтересованные ученики могут с большим интересом проводить другие различные эксперименты с другими лабораторными моделями. В итоге урок получается интересным и познавательным для учащихся.

Следует сказать, что данные эксперименты преподаватель может записать на видео и показывать на уроке, комментируя происходящее на экране и делая процесс освоения знаний эффективной.

Следует также отметить, что такие интерактивные установки физических приборов требуют особого внимания к себе как разработчиков, так и преподавателей.

На уроках физики широко применяются мультимедийные технологии. Их особенность заключается в том, что ученикам предоставляется информация в текстовом, видовом и графическом виде. К примеру, мультимедийная презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, позволяет необходимые теоретические сведения дополнять записью объяснения преподавателя. Такую презентацию можно использовать всю продолжительность урока. Мультимедийные презентации могут быть созданы как преподавателем, так и обучаемыми. В силу простоты интерфейса получает широкое применение проектирований интерактивных компьютерных тренингов и тестов, предназначенных для закрепления, изучения и проверки знаний учеников.

Применение Internet технологии на уроках физики является одним из наиболее перспективных направлений в настоящее время. Используя Internet технологии, преподаватель делает акцент на самостоятельном изучении и осмыслении материала учащимся. Учитель лишь дает нужное направление, оказывает нужную помощь и поддержку в самостоятельной деятельности обучающихся, также, ученики могут пользоваться интернетом в домашних условиях для закрепления пройденного на уроке материала.

Современные классы оборудуются мощными инструментами визуального представления данных – интерактивными досками, которые позволяют преподавателю создавать презентации к уроку. С помощью учебных пособий, интерактивных моделей и игр является возможным разнообразить урок. Также интерактивная доска компенсирует недостаточность лабораторной базы, с помощью моделирования физических процессов, что особенно актуально для проведения уроков по физике.

Следует подчеркнуть, что можно использовать при изучении физики и такую форму обучения как дистанционное. Дистанционное обучение представляет собой обучение на расстоянии, когда учитель и ученик разделены с помощью пространства и уроки осуществляются с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Особенностью такого обучения является то, что ученик сам получает знания, пользуясь информационными технологиями.

Важно также понять, что современные информационные технологии не стремятся заменить инструменты, оборудование и эксперименты в лабораториях.

Использование информационных технологии при изучении физики позволяет учителю облегчить ему работу, делает урок более интересным и эффективным, что не мало важно – повышается успеваемость и качество образования у обучаемых по физике, расширяется их кругозор.