ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

№5,

Юридические науки

Омельченко Сергей Владимирович


Ключевые слова: ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ; ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ; МЕСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ; LEGAL PROTECTION MECHANISMS; HUMAN RIGHTS; REGIONAL PROTECTION MECHANISM; LOCAL MECHANISM OF PROTECTION; NATIONAL PROTECTION MECHANISM.


Аннотация: Юридические механизмы защиты прав человека сегодня как никогда очевидны, поскольку на сегодняшний день наше государство продвигается к созданию цивилизованного гражданского общества и правового государства. Эти направления и есть правовая реформа.

Во главу угла права ветви государственной власти на первое место ставят права, свободы и законные интересы человека и гражданина Российской Федерации. При этом защищенность прав человека очень сложный институт и для это требуются гарантии, такие как правовые, политические, экономические, социальные.

Актуальность представленной статьи состоит в том, в Российской Федерации права человека, личности, гражданина выступают существенными факторами преобразований в различных областях государственной и общественной деятельности.

То есть их можно отнести ко всем правовым сферам, где они более сильно нуждаются в определенной и надежной защите. В статье 2 Основного закона нашей страны указано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1].

Сегодня можно сказать, что причинами незащищенности в России человека, в первую очередь являются: незнание законов и предъявленных предписаний законов к гражданам и должностным лицам, бескультурье.

Для этих целей и был создан институт защиты прав и свобод человека и гражданина, в процессе которого создаются механизмы защиты.

Одним из более употребляемых словосочетаний во всем мире является – права человека.

Прежде чем рассмотреть механизмы защиты прав человека, необходимо определить понятие данной правовой категории. Механизм защиты – это система, определяющая порядок действий какого-либо вида деятельности [2].

По справедливому замечанию Е.А. Еремеевой, «многие ученые, исследующие механизм защиты прав и свобод, раскрывают лишь его структуру, т.е. внутреннее устройство системы, не анализируя процесс осуществления такой деятельности, само действие в таком случае лишь подразумевается» [3].

Рассмотрим точку зрения О.А. Снежко, который отмечает, что «конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определенную систему органов, средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. То есть конституционный механизм состоит из двух элементов: системы государственных органов, с помощью которых каждый может защитить свои права и свободы, и средств защиты (судебных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и других)» [4].

Что не скажешь про высказывание Б.Л. Железнова, который выделял, что «в механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, входят соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом нормы других отраслей права, во-первых, вытекают из норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества» [5].

Существуют так же региональные и местные механизмы защиты прав человека и гражданина. В свою очередь они разные. Рассмотрим их подробно, итак региональные механизмы в одном субъекте России может отличаться от другого регионального механизма в другом субъекте России по таким основаниям, как:

— не соответствие принятых законов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в свою очередь происходит нарушение права человека;

— отказ от принятия законов субъекта России, который должен был регламентировать указанные права;

— ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые могут вводиться в случае введения режима чрезвычайного положения на данной территории;

— так же нарушение прав человека проявляется в неисполнении государственными органами и должностными лицами полномочий, так превышения данных полномочий;

— нарушением будет считаться если указанных выше лиц не привлечь к ответственности;

— и другие.

Следует заметить, что из национального и регионального механизмов, вытекает местный механизм защиты прав человека и гражданина, то есть можно сказать все механизмы защиты прав человека находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимопонимании, данная норма регламентирована в ФЗ от 6.10.2003 года [6] в пункте 4 статьи 7, в котором предусмотрено что муниципальные акты не должны противоречить федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.

В качестве форм защиты прав и свобод человека Основной закон нашего государства выделяет следующие формы защиты:

— в статья 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, содержится государственная защита прав и свобод человека и гражданина;

— в статье 130 Основной закон нашей страны предусматривает защиту органами местного самоуправления прав и свобод человека;

— В ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48 вышеуказанный закон содержит защиту прав и свобод правозащитными организациями; общественными объединениями; профессиональными союзами.

Следующим механизмом защиты прав гражданина является самозащита, которая состоит из уголовно-правового и гражданско-правового института защиты прав человека и гражданина России; так же человек может обратиться в СМИ, либо выступить публично.

Существует и международно-правовая защита прав и свобод человека.

Итак, в заключение сформулируем понятие механизма защиты прав и свобод человека, под которым следует понимать систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод гражданина.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Собр. Законодательства РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. — С. 354.
  3. Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 2. — С. 2 — 4.
  4. Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: дисс. … на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук. — Саратов, 1999. — С. 74 — 75.
  5. Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Ученые записки. Том 138. Юридические науки. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2010. — С. 28.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16.09.2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24.09.2003 г.: в ред. Федер. закона от 03.07.2016 г. // Рос. газ. — 2003. — 8 окт; 2016. — 30 июля.