УДК 334.025

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

№12,

Экономические науки

Захарова Екатерина Владимировна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ; ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ; ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ; ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ; РАЗРАБОТКА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ADMINISTRATIVE REGULATIONS; EXECUTION OF STATE FUNCTIONS; PROVISION OF PUBLIC SERVICES; PUBLIC SERVICES; PRACTICAL APPLICATION OF ADMINISTRATIVE REGULATIONS; DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE REGULATIONS; CUSTOMS SERVICES.


Аннотация: Статья посвящена вопросам практического применения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в таможенных органах. В статье рассматриваются этапы разработки и практического применения административного регламента исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

В сфере государственных таможенных услуг ФТС России является монополистом в ее институциональной, инфраструктурной и процедурно-технологических формах [2]. Таможенная служба России осуществляет функцию содействия торговли путем предоставления компаниям возможности использования упрощенных процедур, информирования заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур, создания специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, привлечения к разработке правовых актов, использования мирового опыта в области взаимодействия с бизнесом при разработке и применении таможенных процедур [3]. Современные таможенные органы предоставляют услуги, уже ставшие традиционными, к ним, как правило, относят: информирование и консультирование участников ВЭД, выдача лицензий и разрешений для участников ВЭД таможенными органами, таможенный контроль.

Исходя из положений административной реформы и внедрения нормативных правовых актов, касающихся предоставления услуг государственными органами необходимо создание сервисно-ориентированной таможенной системы, а также системы управления государственными таможенными услугами, что требует соответствующего методического обеспечения. На современном этапе развития таможенных органов для реализации подобных систем активно внедряется концепция административного регламентирования государственных таможенных услуг [2].

Административный регламент – набор правил, который устанавливает стандарты исполнения государственной функции или услуги и предопределяет действия государственных служащих [1]. Основная цель административного регламента – максимизация социально-экономического эффекта в процессе взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при рациональном использовании предоставленных таможенной службой ресурсов.

Практическое применение административного регламента состоит в процессе внедрения и реализации на практике административного регламента, как это происходит, возникают ли проблемы в применении регламента и какого они характера¸ достигаются ли поставленные цели, каковы результаты, положительная ли реакция заявителей, участников ВЭД при оказании государственной услуги или предоставлении государственной функции.

Практическое применение административного регламента зависит от процесса разработки и проектирования регламента, его документирования, объекта регламентирования и его изменения, форс-мажорных и спорных обстоятельств, методик тестирования регламента, квалификации персонала, требований, предъявляемых к регламенту [4].

Следует выделить, что еще на этапе разработки административного регламента, уже рассматривается процесс его дальнейшего внедрения и практического применения. Это выражается через этап разработки программы практического внедрения административного регламента и процедуры этапа подготовки описания процесса реализации государственных функций, государственных услуг. К процедурам этапа подготовки описания процесса реализации государственных функций, государственных услуг относят разбивку государственной функции на подпроцедуры и операции (как правило, к ним относят определение результатов процесса реализации государственной услуги или функции, выявление административных процедур и их дробление на конкретные действия, составление окончательной структуры процесса реализации государственной услуги или функции), описание структурных элементов функции (сбор информации об основных структурных элементах государственной услуги или функции, описание работ по совершенствованию структурных элементов элементах государственной услуги или функции) и подготовка отчета с описанием процесса реализации государственной услуги или функции [4].

Подготовка отчета с описанием процесса реализации государственной услуги или функции включает в себя составление последовательности действий с подробным описанием каждого из них, подготовку блок-схем процесса реализации государственной услуги или функции. К результатам подготовки отчета с описанием процесса реализации государственной услуги или функции следует отнести перечень проблем в целом по процессу управления реализацией государственной услуги или функции и по ее отдельным составляющим (процедурам, действиям, подпроцессам и т.д.) и перечень рекомендаций по устранению выявленных проблем [4].

В настоящий момент наблюдается недостаточно активный переход от теоретико-нормативных разработок в плоскость их практического применения, осуществления полного цикла управленческих действий, которые состоят из определения корректных и измеримых требуемых результатов, разработки и реализации необходимых действий для их достижения на практике, анализа фактических результатов и принятия соответствующих управленческих решений, которые могут повысить эффективность от проделанной работы [6].


Список литературы

  1. Козлова Л.С. Административные регламенты: учебное пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 415 с.
  2. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. – М.: Проспект, 2017.-384 с.
  3. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. – М.: Директ-Медиа. -2015. – 401 с.
  4. Фионова Л.Р., Кирюхин Ю.Г., Фионова Ю.Ю. Оптимизация разработки административного регламента предоставления муниципальной услуги [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-razrabotki-administrativnogo-reglamenta-predostavleniya-munitsipalnoy-uslugi (дата обращения 22.04.2018)
  5. Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://customs.ru (дата обращения 22.04.2018)
  6. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26102:——2017-&catid=247:2011-06-10-06-01-05&Itemid=2165 (дата обращения 22.04.2018)