УДК 342.92

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№12,

Юридические науки

Баранова Надежда Алексеевна
Голованов Михаил Олегович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; САНКЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ; КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ; ADMINISTRATIVE LAW; LEGISLATION; COMPOSITION OF THE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; SANCTIONS; ADMINISTRATIVE COMMISSIONS; COMMISSIONS ON JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS.


Аннотация: В статье приводится сравнительная характеристика законодательства Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Республики Коми, Удмуртской Республики по вопросу административной ответственности, включающее в себя общие и различные положения, а также закономерности и противоречия. Описываются составы правонарушений в данных субъектах, дается оценка применяемых санкций.

Административная ответственность как один из институтов административного права представляет собой разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение [1, с. 170].

По мнению П. К. Маркаряна, многогранность административной ответственности объясняется её взаимодействием с другими видами административного принуждения, а также тем, что в данный институт входят не только меры ответственности, но и порядок их применения, а также составы правонарушений [2].

Нормативным основанием наступления административной ответственности является нарушение административно-правового запрета, закреплённого в административном законодательстве федерального уровня и уровня субъектов РФ. Совершённое административное правонарушение являет собой фактическое основание наступления данного вида ответственности, так как в результате причиняется вред или создаётся угроза причинения вреда охраняемым отношениям. Таким образом, законодательное закрепление норм об административной ответственности подтверждает их значимость для отношений в сфере государственного управления и особую роль в охране от противоправных посягательств.

Наряду с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в субъектах РФ действуют законы, регламентирующие порядок реализации и применения норм административной ответственности, а также определяющие органы, уполномоченные рассматривать и вести производство по данным категориям дел, не входя при этом в противоречие с федеральным законодательством.

Показательно в данной статье вопрос административный ответственности раскрывается на примере законодательства нескольких республик, общность которых выражается в проживании на их территории финно-угорских народов. К ним относятся Республика Мордовия, Республика, Марий Эл, Республика Коми и Удмуртская Республика. В данных республиках вопрос административной ответственности урегулирован в виде законов субъектов. В Республике Мордовия он носит название Закона об административной ответственности [3], так же, как и в Республике Коми [4]. В Республике Марий Эл – Закон об административных правонарушениях [5], в Удмуртской Республике – Закон об административной ответственности за отдельные виды правонарушений [6]. Все вышеперечисленные законы распространяются только на территорию конкретной республики (субъектов РФ) и не противоречат КоАП РФ.

С позиции систематизации, наиболее структурированными являются Законы Республики Мордовия и Республики Марий Эл, в которых присутствует разделение на главы, статьи и пункты. В Законе Республики Коми деление на главы отсутствует, он подразделяется на статьи и пункты. Закон Удмуртской Республики имеет лишь одну главу, в которой постатейно раскрываются отдельные составы правонарушений. Исходя из этого, можно сделать вывод о различном подходе к урегулированию административной ответственности и регламентации вопроса. Так, самым «объёмным» законом можно назвать закон Республики Мордовия, а закон Республики Коми имеет «наименьший объём» за счёт того, что значительное количество статей утратили на данный момент свою силу.

Подходя к сравнению составов правонарушений по Законам республик, следует сказать, что в них, помимо самих составов, содержатся вступительные общие положения, определяющие назначение закона. В отдельных главах Законов также закреплялась подведомственность дел об административных правонарушениях.

Составы правонарушений, согласно содержанию рассматриваемого законодательства, можно разделить на: административные правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (и местного самоуправления). Все они в разной последовательности и объёме изложены в главах и статьях соответствующих законов.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность в Законе об административной ответственности на территории Республики Мордовия раскрываются в главе, следующей сразу после общих положений. Это может быть связано с приоритетным положением прав граждан, имеющих высшую ценность и, на наш взгляд, именно таким образом законодатель решил отразить их значимость. В законе каждой Республики имеются статьи, регулирующие подобный вид правонарушений. Преобладающее количество статей содержит Закон Республики Мордовия, а наименьшее количество – Закон Удмуртской Республики и Республики Коми. Но стоит обратить внимание на тот факт, что в Законе Республики Коми, в отличие от других республик, регламентируются правонарушения, касающиеся несовершеннолетних и особенно их месту нахождения в ночное время (ст. 4, п. 3-1, 3-2), а также правонарушения в сфере охраны жизни людей на водных объектах (ст.8(2)). Во всех Законах Республик присутствует такой состав правонарушения, как нарушение покоя граждан, но размер административного штрафа существенно различается в зависимости от конкретной республики. Так, в Республике Мордовия для граждан его размер колеблется от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ст.3), а в Республике Коми для гражданина, нарушившего покой граждан в ночное время, административный штраф будет в размере от трёх до четырёх тысяч рублей (ст.4).

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (в Законе об административных правонарушениях на территории Марий Эл в наименование добавляется также институт местного самоуправления) имеют своё закрепление в главах и статьях всех законов, регулирующих вопрос административной ответственности в вышеуказанных республиках. Законы Республики Марий Эл и Коми начинаются, помимо общих положений, с характеристики именно данного вида правонарушений. Правонарушения касаются, в основном, невыполнений требований депутата законодательного органа субъекта, органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий и других органов, а также воспрепятствованию их деятельности. В Удмуртии это также касается неисполнения норм и требований республиканских законов.

В данную группу правонарушений попадают и такие, которые связаны с ненадлежащим использованием государственных символов республик. Но, как и в случае с нарушением тишины, административное наказание в виде административного штрафа варьируется в зависимости от конкретной республики. Например, в Республике Марий Эл и Республике Коми административный штраф составляет для граждан от пятисот до одной тысячи рублей (ст.3; ст.3(2)), а в Республике Мордовия и Удмуртской Республике – от трёхсот до пятисот рублей (ст.15; ст.25).

Заслуживают внимания и такие составы административных правонарушений, которые касаются воспрепятствования осуществлению своей деятельности Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребёнка и Уполномоченного по правам предпринимателей. Такие составы присутствуют только в законах Республик Марий Эл и Мордовия и направлены, прежде всего, на защиту их независимости в принятии решений и предотвращению вмешательства в их деятельность.

В Законах Республик Коми и Марий Эл также выделяется такой состав административного правонарушения, как нарушение порядка предоставления государственной услуги, за совершение которого предусматривается наложение административного штрафа.

Не стоит оставлять без внимания наличие, если можно так выразиться, «уникальных» составов правонарушений. К ним можно отнести приставание к гражданам (ст. 3.1) и бытовое дебоширство (ст.4). Данные составы присущи только Закону Республики Мордовия и в законах других республик не представлены.

Анализируя санкции Законов Республик, стоит отметить, что все они являются относительно-определёнными, то есть устанавливают низший и высший размер наказания, и альтернативными, то есть закрепляют два и более вида наказаний. Абсолютно-определённые санкции с точным размером и видом наказания в Законах отсутствуют.

Нельзя абсолютно точно сказать, в какой республике размер административного наказания имеет наивысший предел, так как всё зависит от конкретного состава правонарушения и отсутствует определённая закономерность в установлении завышенного предела наказания в какой-либо республике.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и вести производство по ним на уровне субъектов федерации, как правило, указываются в законах, регулирующих вопрос административной ответственности. В них они выделяются либо в отдельную главу, либо статью, могут находиться как в начале закона (Закон Марий Эл), так и в его конце (Республики Мордовия, Коми, Удмуртская Республика). К органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях и осуществлять административное производство в субъектах федерации, относят: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Помимо данных органов существует и другие, которые также действуют на территории определённых субъектов. Так, в Республике Мордовия, помимо названных комиссий, административные правонарушения правомочно рассматривать Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия. В Коми их рассматривают также республиканские органы исполнительной власти и их структурные подразделения. Институт мировых судей присутствует во всех анализируемых республиках и также правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме Законов об административной ответственности и административных правонарушениях, на территориях республик действуют законы об административных комиссиях (Республика Мордовия [7], Республика Марий Эл [8], Удмуртская Республика [9]) и Законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республика Мордовия [10], Республика Марий Эл [11], Республика Коми [12]). Законы устанавливают цели, систему, порядок формирования, функционирования, правовую основу организации и деятельности подобных органов в соответствующих регионах. В Удмуртской Республике координация деятельности комиссии осуществляется на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики [13].

Завершая характеристику административного законодательства выбранных республик по вопросу административной ответственности, можно сформулировать несколько ключевых положений.

Во-первых, регулирование административной ответственности в республиках поддерживается на должном уровне, так как на их территории действуют не только уточняющие административную ответственность законы субъектов, но и законы об органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и вести производство по ним. Тем самым обеспечивается подробная регламентация поставленного вопроса.

Во-вторых, законы республик имеют свои отличительные особенности в выделении составов правонарушений. Это ещё раз подчеркивает определённую самостоятельность при расстановке приоритетов в процессе подготовки и издания нормативных правовых актов.

В-третьих, наличие уполномоченных органов с идентичным наименованием и компетенцией характеризует в то же время некое единство правового регулирования.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что вопрос административной ответственности значим и для Российской Федерации в целом, и для отдельных её субъектов и должен быть соответствующим образом регламентирован как в нормах федерального законодательства, так и в законодательстве субъектов РФ.


Список литературы

  1. Акопов Л. В. Административное право : учеб. для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 351 с.
  2. Маркарян А. П. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве // Бизнес в законе. – 2010. – № 4. – С. 122.
  3. Об административной ответственности на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: закон Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З : (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об административной ответственности в Республике Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 30 дек. 2003 г. № 95-РЗ : (в ред. от 27 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс] : Закон Республики Марий Эл от 4 дек. 2002 г. № 43-З : (в ред. от 26 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений [Электронный ресурс] : закон Удмуртской Республики от 13 окт. 2011 г. № 57-РЗ : (в ред. от 19 июня 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об административных комиссиях в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 17 окт. 2002 г. № 45-З : (в ред. от 28 марта 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Об административных комиссиях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: закон Республики Марий Эл от 30 дек. 2008 г. № 80-З : (в ред. от 1 июля 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Об административных комиссиях в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]: закон Удмуртской Республики от 17 сент. 2007 г. № 53-РЗ : (в ред. от 21 дек. 2015 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. № 26-З : (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : закон Республики Марий Эл от 03 марта 2005 г. № 2-З : (в ред. от 3 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 26 сент. 2014 г. № 91-РЗ : (в ред. от 29 сент. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике [Электронный ресурс] : постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 окт. 2003 г. № 254 : (в ред. от 9 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».