УДК 339.5

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМОДЕДОВСКОЙ ТАМОЖНИ

№12,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)
Ревина Наталья Артёмовна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ; CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; ANALYSIS AND ASSESSMENT OF ACTIVITY OF CUSTOMS; PERFORMANCE INDICATORS.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности оценки таможенного контроля после выпуска товаров, а также даётся характеристика методик расчёта отдельных показателей результативности деятельности таможенных органов. Проанализирован статистический материал по итогам выполнения показателей результативности Домодедовской таможни.

Внутриведомственной оценке подлежит множество направлений деятельности таможенных органов, в том числе таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Таможенный контроль после выпуска товаров (далее – ТКПВТ) – контроль товаров, уже выпущенных в свободное обращение [1;2]. ТКПВТ представляет собой комплекс мер, выполняемых для проверки факта перемещения груза, достоверности сведений, содержащихся в декларации на товары, и прочей документации, представленной при оформлении [13]. Деятельность по ТКПВТ координируется главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров Центрального аппарата Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) [15].

В целях обеспечения функционирования комплексной системы показателей оценки деятельности региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России (далее – ТНП), согласно приказу ФТС России от 19.01.2017 № 86 утверждён порядок действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей [3;4]. В приказе ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2017 год» установлен перечень всех перечисленных ранее видов показателей, а также определены методики расчёта и оценки полученных подразделениями результатов [4].

Показатели результативности деятельности – показатели итоговых общественно значимых результатов, на достижение которых оказывает непосредственное воздействие деятельности таможенных органов [3; 14]. Проанализируем методики расчёта показателей результативности №16 «Результативность таможенных проверок после выпуска товаров» (далее – ПР №16) и № 17 «Сумма таможенных платежей, пеней и штрафов, доначисленных (наложенных) по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» (далее – ПР №17).

Своим содержанием ПР №16 характеризует деятельность подразделений по достижению качества и результативности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенных проверок. ПР №16 отражает результаты принятия решений в сфере таможенного дела, которые повлекут доначисления, довзыскание таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов, возбуждение дел об административных правонарушениях и (или) уголовных дел.

По состоянию на 2017 год ПР №16 на I и II кварталы не должен быть менее 81%, на III и IV – не менее 82%. Расчёт ПР № 16 производится согласно формуле [9;10]:

где: Kp количество результативных выездных и камеральных таможенных проверок, проведенных на основании информации о наличии признаков нарушения и ставших результативными в отчетном периоде;
К количество завершенных в отчетном периоде выездных и камеральных таможенных проверок, проведенных на основании информации о наличии признаков нарушения.

Таблица 1

Результаты выполнения ПР №16 Домодедовской таможней за I квартал 2017 года [9]

Kp

К

Фактическое значение показателя, Э (%)

7

7

100

За I квартал Домодедовской таможней было проведено 7 результативных выездных и камеральных таможенных проверок, проведенных на основании информации о наличии признаков нарушения и ставших результативными, все проверки завершены в этот же отчетный период.

ПР №17 направлен на увеличение сумм денежных средств, доначисленных по результатам таможенных проверок [5]. По состоянию на 2017 год значение ПР №17 рассчитывается ежеквартально нарастающим итогом [11]:

I квартал — за 3 месяца текущего года (январь — март);
II квартал — за 6 месяцев текущего года (январь — июнь);
III квартал — за 9 месяцев текущего года (январь — сентябрь);
IV квартал — за 12 месяцев текущего года (январь – декабрь).

Расчет ПР №17 производится согласно формуле [6; 12]:

где: Kн — сумма доначисленных таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов и наложенных штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров или информация о доначислении которых поступила в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров в отчетный период, тыс. руб.;
Kо — сумма доначисленных таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов и наложенных штрафов на основании решений, принятых по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, или информация о взыскании которых поступила в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров в отчетный период, которые отменены судами или в порядке ведомственного контроля в отчетный период, тыс. рублей.

Рассмотрим пример расчёта ПР №17 на примере Домодедовской таможни, для которой установлено минимальное значение этого показателя в 1 квартале 2017 года на уровне – не менее 16 млн. рублей.

Таблица 2

Результаты выполнения ПР №17 Домодедовской таможней за I квартал 2017 года [7]

Сумма доначисленных
таможенных платежей,
пеней утилизационных сборов и наложенных
штрафов,

Кн, тыс.руб.

Сумма доначисленных таможенных платежей, пеней утилизационных сборов иналоженных штрафов на основании решений, принятых
по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, которые отменены,

Ко, тыс. руб.

Фактическое
значение
показателя,

К, тыс.руб.

Относительное отклонение от установленного значения показателя,

%

18087,03717

0

18087,03717

112,24

Как можно судить из таблицы 2, Домодедовская таможня за I квартал 2017 года смогла доначислить таможенных платежей, пеней утилизационных сборов и наложенных штрафов в размере 18087 тыс. рублей, из которых сумма отмененных платежей и пеней составляет 0 тыс. рублей. Так как общая сумма доначислений таможенных платежей, пеней утилизационных сборов и наложенных штрафов превышает плановый показатель (в размере 16 млн. рублей) более чем на 2 млн. рублей, (на 12,24% в процентном соотношении), то плановое значение ПР №17 считается выполненным [8].

На данный момент времени система показателей оценки деятельности таможенных органов является важной отраслью таможенного дела. Мониторинг, проводимый с помощью существующей системы показателей, позволяет выявить степень достижения поставленных перед подразделениями целей и задач, а также максимизировать внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, мониторинг системы показателей, включающей в себя показатели результативности, эффективности и индикативные показатели, создаёт условия для развития экономики страны.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
  3. Приказ ФТС России от 19.01.2017 №86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов».
  4. Приказ ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2017 год».
  5. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А. В. Кнышов; Российская таможенная академия. Москва, 2016.
  6. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  7. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  8. Черныш А.Я. Основы экономики таможенного дела: учебное пособие / А.Я. Черныш, Е.Г. Анисимов, А.В. Баранова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 206 с.
  9. Кнышов А.В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1 (42). С. 47-54.
  10. Кнышов А.В. Упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу за счет уменьшения количества представляемых документов // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3 (40). С. 48-54.
  11. Кнышов А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 33.
  12. Кеменова А.А., Кнышов А.В. Анализ изменений системы показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, произошедших за 2016-2017 гг. // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 116-121.
  13. Кнышов А.В. Оценка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров // NovaUm.Ru. 2017. № 6. С. 134-136.
  14. Кнышов А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская таможенная академия. Москва, 2013.
  15. Кнышов А.В. Формирование категориального аппарата для оценки эффективности таможенной деятельности / Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3. С. 65-70.