УДК 342.5

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

№12,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ; РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ; ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; МЕХАНИЗМ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ; STATE POWER; SEPARATION OF POWERS; UNITY OF STATE POWER; CHECKS AND BALANCES.


Аннотация: Статья посвящена вопросам, связанным с обеспечением единства государственной власти при реализации конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации.

Один из принципов построения правового государства — принцип разделение властей, препятствующий сосредоточению всей полноты государственной власти в одних руках. В Российской Федерации данный принцип в аспекте проводимой административно-правовой реформы выступает фундаментом формирования правового государства [1, с. 35].

Проблема осуществления власти включает в себя три аспекта — структурный, процессуальный и функциональный. Вместе эти аспекты позволяют утверждать, что механизм власти носит сбалансированный характер и представляет собой систему, состоящую из разнородных элементов.

Подобного рода научная установка коррелирует с теорией разделения властей, которая предполагает, в первую очередь, структурно — функциональную определенность каждой ветви как основание ее ответственности и самостоятельности.

Единство государственной власти проявляется в формах взаимного контроля, взаимодействия, сдержек и противовесов между властями, обладающими самостоятельностью. Законодательная власть принимает законы, которые являются основанием для деятельности исполнительной и судебной власти, занимается бюджетным контролем, утверждает или назначает должностных лиц исполнительной власти и власти судебной.

Единство системы государственной власти по горизонтали проявляется в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, действуя как автономные органы, тем не менее представляют собой единую государственную власть, соответственно, федеральную и региональную. Это является возможным из-за наличия упорядоченного единства организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы федерального и регионального уровня в соответствии со своими функциями в тех или иных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их реализации, поскольку и в политике, и в законах отражается общая позиция единой государственной власти.

Единство государственной власти по вертикали можно увидеть в достаточной схожести в структурном плане органов власти Российской Федерации и региональных государственных органов. Это говорит о том, что субъекты РФ в большинстве своем обязаны ориентироваться на федеральную схему взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, обращаться к общим формам и принципам деятельности.

Формально-юридический подход к принципу разделения властей состоит из двух аспектов: функционального (распределение компетенции и функций между государственными органами различных ветвей власти) и организационного (организационные основы распределения власти между отдельными институтами государства).

Анализируя принципы разделения властей и единства власти, необходимо отметить, что демократическое единство государственной власти в регионах требует ее разделения на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на исполнительную, законодательную и судебную опирается на единство общего направления и юридических источников.

Формирование и совершенствование механизма сдержек и противовесов в нашей стране — это процесс создания и утверждения политико-правовых ценностей, которые связаны с обществом и государством, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществлением госвласти.

Историческое развитие механизма сдержек и противовесов — это бесценная коллекция идей, без знания которой нельзя на серьезном уровне теоретически разрабатывать пути решения проблем, которые связаны с осуществлением государственной власти. Именно эта система стала базовой основой для организации государственной власти, важной особенностью государственного механизма [2, с. 61].

Каждая из ветвей власти на основе своей природы, назначения и характера функций обязана занимать свое место в общей системе государственно-организационной власти и вести государственные дела в соответствующих им пределах и формах, установленными средствами и путями.

Равновесие властей присутствует из-за главной составляющей принципа разделения властей — механизма сдержек и противовесов. Этот механизм основан на том, что у органов одной ветви власти имеются средства и возможность воздействовать на органы иных ветвей власти. Взаимное влияние способствует тому, что органы государственной власти уравновешены при принятии различных решений.

Системы сдержек и противовесов будет эффективна при условии, что в стране не существует так называемого высшего органа власти, по сути, подменяющего все иные органы. При разработке механизма сдержек и противовесов следует отталкиваться от того, что органы государственной власти обладают возможностями друг на друга воздействовать, однако использовать их для того, чтобы поставить себя выше других и в результате поставить под угрозу осуществление в полном объеме прав и свобод человека и гражданина, не могут.

Реализация принципа разделения властей состоит в принятии правовых норм и возникновении соответствующих правоотношений, которые направлены на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В наше время результаты реализации принципа разделения властей проявляют себя в различных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и изучение таких моделей необходимо для уяснения механизма государства.

Теоретическое обоснование необходимости организации деятельности государственных органов на основе разделения властей подготовило почву для практического воплощения этого принципа. На сегодняшний день в конституциях большинства стран мира имеются положения о разделении властей.

Практика реализации данных положений показала, что в различных странах имеются свои особенности разделения властей, которые обусловлены спецификой экономического, политического, социального и культурного развития, национальной спецификой, историческими традициями и целым рядом иных факторов.

В каждой цивилизованной стране, развивающейся по демократическому пути, реализуется свой механизм сдержек и противовесов и принцип разделения властей. Необходимость их изучения определяется не только уяснением на нынешнем этапе нашего развития самой по себе ценности данной модели как базовой основы для создания новой, более надежной системы госвласти. Как показывает имеющийся опыт отечественного федерализма и строительства новой политической системы, конституционное признание механизма сдержек и противовесов автоматически не приводит к трансформации и системы организации государственной власти и повышению ее эффективности.

Более того, конституционная практика реализации механизма сдержек и противовесов богата примерами противоположного свойства, когда сдержки и противовесы не только не работают, но и превращаются в источник противостояния различных ветвей власти, а зачастую и в их открытую вражду. Подобного рода противостояние, вызванное отсутствием сочетания самостоятельности и единства ветвей власти, нечетким разделением их полномочий, по мнению ряда авторов, явилось причиной конституционного кризиса в нашей стране в 1993 году [3, с. 57].

Необходимо заметить, что все органы государственной власти в той или иной степени отражают идею народного суверенитета. Разделение властей — это разделение полномочий госорганов при незыблемости конституционного принципа государственной власти.

В заключении хотелось бы отметить, что механизм сдержек и противовесов при разделении властей в нашей стране декларирован, нормативно закреплен и в определенной степени используется в создании и деятельности властных институтов. Формирование реально работающего механизма сдержек и противовесов – важнейшая задача Российской Федерации, поскольку конкретное разделение властей и взаимное их сдерживание позволяет не только гарантировать соблюдение прав и свобод населения, но и его защиту от государственного беззакония и произвола. При этом нельзя не согласиться с Президентом России В.В. Путиным, заявившем в 2014 году на заседании дискуссионного клуба «Валдай»: «Убежден, этот механизм сдержек и противовесов, который в предыдущие десятилетия трудно складывался, порой мучительно выстраивался, нельзя было ломать. Во всяком случае, нельзя было ничего ломать, не создавая ничего взамен. Иначе, действительно, не осталось бы других инструментов, кроме грубой силы» [4].


Список литературы

  1. Бялт В.С., Демидов А.В. Разделение властей в истории политико-правовой мысли России // Ленинградский юридический журнал. 2017. №1(47). С. 35-43.
  2. Иванова Ю.А. К вопросу о механизме постсоциалистического государства // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 58-62.
  3. Аллакулыев М.Б. Причины конституционного кризиса 1993 г. В исторической литературе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Том 4. №4. С. 53-63.
  4. Остановить глобальный хаос. Стенограмма выступления Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» // Российская газета — Федеральный выпуск. №6517 (245). 24.10.2014 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://rg.ru/2014/10/24/putin.html (дата обращения: 20.04.2018).