УДК 331

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

№12,

Экономические науки

Клитинова Владислава Алексеевна
Корсунова Наталия Михайловна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: СОТРУДНИК; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ; ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ; CUSTOMS AUTHORITIES; PERSONNEL; OFFICER; EMPLOYEE; FEDERAL CIVIL SERVANT; SERVICE IN THE CUSTOMS AUTHORITIES; THE RECEIPT OF THE SERVICE.


Аннотация: В статье представлена роль кадрового обеспечения в таможенных органах, рассмотрены категории должностных лиц, их звания и классные чины, льготы и другие аспекты деятельности в таможенных органах.

Кадры в таможенных органах – совокупность лиц, которые обеспечивают эффективность деятельности таможенного органа или иных учреждений таможенного профиля. Кадры в любой сфере, в том числе и в таможенных органах, являются главным элементом достижения поставленных результатов.

Служба в таможенных органах является добровольным решением каждого гражданина. Для поступления на службу, следует учесть базовые требования, например, возрастное ограничение, наличие соответствующего образования и предоставление необходимого пакета документов [1].

При успешном прохождении испытаний, сроком до 6 месяцев, гражданину присваивается либо специальное звание, либо классный чин. Основную долю должностных лиц занимает категория «федеральные государственные гражданские служащие». В табл. 1 приведены классные чины должностных лиц таможенных органов, поступающие на службу в качестве федеральных государственных гражданских служащих: [2]

Таблица 1.

Группы должностей и соответствующие им классные чины федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов.

Группа

Классный чин

Высшая должность Действительный государственный советник РФ 1,2,3-го класса
Главная должность Государственный советник РФ 1,2,3-го класса
Ведущая должность Советник РФ 1,2,3-го класса
Старшая должность Референт 1,2,3-го класса
Младшая должность Секретарь 1,2,3-го класса

Должностным лицам таможенных органов полагаются следующие виды привилегий: [2]
1. Оплата любого общественного транспорта.
2. Льготы при оплате коммунальных платежей. Должностное лицо, которое было ранено во время службы и оплатившее коммунальные платежи в полном объеме, вправе потребовать возместить 50% от полного платежа.
3. Надбавки к окладу за выслугу лет. Максимальной надбавкой к окладу является надбавка в размере 30% за выслугу более 15 лет в таможенных органах.
4. Надбавка за особые условия труда в размере 200% оклада.
5. Надбавка за работу со сведениями, являющимися государственной тайной.
6. Премии за выполнение сложных заданий.
7. Выплата ежемесячного денежного поощрения.
8. Единовременная выплата при отпуске должностного лица и материальная помощь.

Стоит отметить, несмотря на ряд вышеуказанных привилегий, заинтересованность молодых специалистов крайне мала.

Таможенник – ответственное лицо, который отвечает не только за деятельность своего таможенного органа, но и за общее благосостояние страны. На него возложена огромная ответственность. Так, в Федеральном законе от 21 июля 1997г. N114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в статье 17 определены обязанности сотрудника таможенного органа. Так, он обязан [1]:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

На данный момент в таможенных органах наблюдается жесткая нехватка кадров. Молодые специалисты не заинтересованы в службе в таможенных органах. При жестком отборе, большой ответственности в дальнейшем и выполнении широкого спектра задач, федеральные государственные служащие, например, на должности инспектора, имеют оклад около 16 000 рублей на 2017 год. [4]

Кадровое обеспечение является неотъемлемой частью эффективности деятельности всего таможенного органа. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определены направления совершенствования, одним из которых является укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности. [5]

Несмотря на высокую заинтересованность таможенных органов в кадрах, создание всех условий для успешного поступления на службу, по мнению многих авторов, вопрос о кадровом обеспечении остается открытым. Так, проблемы кадрового обеспечения тревожат таможенную сферу не только последние 5 – 10 лет, но и в 1920 годах они были актуальны. Например, Е.А. Ватутин в своей статье описал актуальные и по сей день проблемы кадров таможенной службы: «… вопрос со служебной дисциплиной в то время стоял остро. Проведённая в марте 1926 г. инспекторская проверка Кош-Агачской таможни показала не только низкий уровень дисциплины, но и слабую организацию деятельности, низкий уровень образования сотрудников». Или другая цитата на проблему кадров: «Кроме того, руководство таможни указывает и на то, что служащие из местного населения не проявляют должного интереса к работе, не развиваются в профессиональном плане». [6]

Автор Попова В.Е., в свою очередь, также высказалась о проблемах кадров таможенной службы, выявив, на ее взгляд, ключевую: «Одна из ключевых проблем формирования кадровой политики государственных органов заключается в том, что кадровый потенциал системы государственной службы используется не в полной мере, что, в первую очередь определяется незначительным вниманием, уделяемым анализу сложившейся кадровой ситуации и эффективности использования кадрового потенциала». [8]

Таким образом, можно сказать о том, что проблема кадрового обеспечения является актуальной и по сей день.

Авторы пишут об одной и той же проблеме кадров – низкая заинтересованность молодых специалистов в службе в таможенных органах, но если молодые специалисты имеются, то их навыки слишком ограничены для возлагаемых на них задач:

1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Говоря о кадровой функции, нельзя не отметь то, что она очень сложна. В связи с этим она возложена на руководителя. Но зачастую она делегирована специальному подразделению – управление государственной службы и кадров ФТС России.

Возможное решение данной проблемы основывается на том, что молодые кадры не видят перспективы для роста. Приходя на службу в таможенные органы, имея отличное образование, потенциал в работе, они не видят будущего в своей службе. Даже при наличии перспективы роста до начальствующего состава в будущем, эти перспективы слишком далеки. Например, чтобы дослужиться до майора, в Указе Президента определен срок в 4 года, после всех предыдущих званий [3]. Но это далеко не так, на самом деле майорское звание получают лишь единицы, несмотря на преобладающее число «возрастных» сотрудников в таможенных органах.

Если рассматривать пример с коммерческой организацией, в ней будет достаточно того, что работник не нарушает общей дисциплины, сдает материалы в срок и в нужном количестве. Такой работник будет поощряться повышением в должности. В таможенных органах все обстоит иначе: не нарушая порядок, выполняя свои обязанности и поручения руководителя, должностное лицо может рассчитывать на прибавку в денежном выражении, которое не велико и не сопоставимо с проделанным трудом. Отсюда возможны и последующие проблемы, например, коррупция. Поэтому следует разработать некий план повышений по службе, который включал бы в себя определенные правила, придерживаясь которых, лицо смогло бы не только получать материальное вознаграждение и авторитет среди коллег, но и двигаться по «служебной лестнице».

На данный момент перед ФТС стоит огромная задача в области кадровой политики – изменение видения российского таможенника в общественном сознании. Видение его не как коррупционера, готового пойти на преступление, а как, в первую очередь, лицо государства, порядочного, ответственного и исполнительного гражданина.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  3. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.99 N1237 «Вопросы прохождения военной службы»
  4. Указ Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями на 10 февраля 2018 года)
  5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р)
  6. Ватутин Е.А, Проблемы кадрового обеспечения таможенных органов юго-западной Сибири во второй половине 1920-х гг / Е.А. Ватутин// Норма. – 2016. — №6 – с.12 – 17
  7. Лисина А.В, Пути совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов российской федерации / А.В. Лисина // РБК. – 2016 – с.29-33
  8. Попова В.Е, Проблемы формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации / В.Е. Попова // Горизонт. – 2017 – с.38-41