УДК 331
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
№12,
Экономические науки
Клитинова Владислава Алексеевна
Корсунова Наталия Михайловна (Кандидат экономических наук)
Ключевые слова: СОТРУДНИК; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ; ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ; CUSTOMS AUTHORITIES; PERSONNEL; OFFICER; EMPLOYEE; FEDERAL CIVIL SERVANT; SERVICE IN THE CUSTOMS AUTHORITIES; THE RECEIPT OF THE SERVICE.
Кадры в таможенных органах – совокупность лиц, которые обеспечивают эффективность деятельности таможенного органа или иных учреждений таможенного профиля. Кадры в любой сфере, в том числе и в таможенных органах, являются главным элементом достижения поставленных результатов.
Служба в таможенных органах является добровольным решением каждого гражданина. Для поступления на службу, следует учесть базовые требования, например, возрастное ограничение, наличие соответствующего образования и предоставление необходимого пакета документов [1].
При успешном прохождении испытаний, сроком до 6 месяцев, гражданину присваивается либо специальное звание, либо классный чин. Основную долю должностных лиц занимает категория «федеральные государственные гражданские служащие». В табл. 1 приведены классные чины должностных лиц таможенных органов, поступающие на службу в качестве федеральных государственных гражданских служащих: [2]
Таблица 1.
Группы должностей и соответствующие им классные чины федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов.
Группа |
Классный чин |
Высшая должность | Действительный государственный советник РФ 1,2,3-го класса |
Главная должность | Государственный советник РФ 1,2,3-го класса |
Ведущая должность | Советник РФ 1,2,3-го класса |
Старшая должность | Референт 1,2,3-го класса |
Младшая должность | Секретарь 1,2,3-го класса |
Должностным лицам таможенных органов полагаются следующие виды привилегий: [2]
1. Оплата любого общественного транспорта.
2. Льготы при оплате коммунальных платежей. Должностное лицо, которое было ранено во время службы и оплатившее коммунальные платежи в полном объеме, вправе потребовать возместить 50% от полного платежа.
3. Надбавки к окладу за выслугу лет. Максимальной надбавкой к окладу является надбавка в размере 30% за выслугу более 15 лет в таможенных органах.
4. Надбавка за особые условия труда в размере 200% оклада.
5. Надбавка за работу со сведениями, являющимися государственной тайной.
6. Премии за выполнение сложных заданий.
7. Выплата ежемесячного денежного поощрения.
8. Единовременная выплата при отпуске должностного лица и материальная помощь.
Стоит отметить, несмотря на ряд вышеуказанных привилегий, заинтересованность молодых специалистов крайне мала.
Таможенник – ответственное лицо, который отвечает не только за деятельность своего таможенного органа, но и за общее благосостояние страны. На него возложена огромная ответственность. Так, в Федеральном законе от 21 июля 1997г. N114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в статье 17 определены обязанности сотрудника таможенного органа. Так, он обязан [1]:
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
На данный момент в таможенных органах наблюдается жесткая нехватка кадров. Молодые специалисты не заинтересованы в службе в таможенных органах. При жестком отборе, большой ответственности в дальнейшем и выполнении широкого спектра задач, федеральные государственные служащие, например, на должности инспектора, имеют оклад около 16 000 рублей на 2017 год. [4]
Кадровое обеспечение является неотъемлемой частью эффективности деятельности всего таможенного органа. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определены направления совершенствования, одним из которых является укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности. [5]
Несмотря на высокую заинтересованность таможенных органов в кадрах, создание всех условий для успешного поступления на службу, по мнению многих авторов, вопрос о кадровом обеспечении остается открытым. Так, проблемы кадрового обеспечения тревожат таможенную сферу не только последние 5 – 10 лет, но и в 1920 годах они были актуальны. Например, Е.А. Ватутин в своей статье описал актуальные и по сей день проблемы кадров таможенной службы: «… вопрос со служебной дисциплиной в то время стоял остро. Проведённая в марте 1926 г. инспекторская проверка Кош-Агачской таможни показала не только низкий уровень дисциплины, но и слабую организацию деятельности, низкий уровень образования сотрудников». Или другая цитата на проблему кадров: «Кроме того, руководство таможни указывает и на то, что служащие из местного населения не проявляют должного интереса к работе, не развиваются в профессиональном плане». [6]
Автор Попова В.Е., в свою очередь, также высказалась о проблемах кадров таможенной службы, выявив, на ее взгляд, ключевую: «Одна из ключевых проблем формирования кадровой политики государственных органов заключается в том, что кадровый потенциал системы государственной службы используется не в полной мере, что, в первую очередь определяется незначительным вниманием, уделяемым анализу сложившейся кадровой ситуации и эффективности использования кадрового потенциала». [8]
Таким образом, можно сказать о том, что проблема кадрового обеспечения является актуальной и по сей день.
Авторы пишут об одной и той же проблеме кадров – низкая заинтересованность молодых специалистов в службе в таможенных органах, но если молодые специалисты имеются, то их навыки слишком ограничены для возлагаемых на них задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Говоря о кадровой функции, нельзя не отметь то, что она очень сложна. В связи с этим она возложена на руководителя. Но зачастую она делегирована специальному подразделению – управление государственной службы и кадров ФТС России.
Возможное решение данной проблемы основывается на том, что молодые кадры не видят перспективы для роста. Приходя на службу в таможенные органы, имея отличное образование, потенциал в работе, они не видят будущего в своей службе. Даже при наличии перспективы роста до начальствующего состава в будущем, эти перспективы слишком далеки. Например, чтобы дослужиться до майора, в Указе Президента определен срок в 4 года, после всех предыдущих званий [3]. Но это далеко не так, на самом деле майорское звание получают лишь единицы, несмотря на преобладающее число «возрастных» сотрудников в таможенных органах.
Если рассматривать пример с коммерческой организацией, в ней будет достаточно того, что работник не нарушает общей дисциплины, сдает материалы в срок и в нужном количестве. Такой работник будет поощряться повышением в должности. В таможенных органах все обстоит иначе: не нарушая порядок, выполняя свои обязанности и поручения руководителя, должностное лицо может рассчитывать на прибавку в денежном выражении, которое не велико и не сопоставимо с проделанным трудом. Отсюда возможны и последующие проблемы, например, коррупция. Поэтому следует разработать некий план повышений по службе, который включал бы в себя определенные правила, придерживаясь которых, лицо смогло бы не только получать материальное вознаграждение и авторитет среди коллег, но и двигаться по «служебной лестнице».
На данный момент перед ФТС стоит огромная задача в области кадровой политики – изменение видения российского таможенника в общественном сознании. Видение его не как коррупционера, готового пойти на преступление, а как, в первую очередь, лицо государства, порядочного, ответственного и исполнительного гражданина.
Список литературы
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 16.09.99 N1237 «Вопросы прохождения военной службы»
- Указ Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями на 10 февраля 2018 года)
- Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р)
- Ватутин Е.А, Проблемы кадрового обеспечения таможенных органов юго-западной Сибири во второй половине 1920-х гг / Е.А. Ватутин// Норма. – 2016. — №6 – с.12 – 17
- Лисина А.В, Пути совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов российской федерации / А.В. Лисина // РБК. – 2016 – с.29-33
- Попова В.Е, Проблемы формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации / В.Е. Попова // Горизонт. – 2017 – с.38-41