УДК 374

ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

№12,

Педагогические науки

Новикова Юлия Евгеньевна


Ключевые слова: ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА; НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; OUT-OF-CLASS WORK; NATIONAL EDUCATION; PATRIOTIC EDUCATION; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ECONOMIC EDUCATION.


Аннотация: Внеклассная работа в современной школе отличается рядом особенностей, среди которых отсутствие единой идеологической государственной программы. В условиях многонационального Крайнего Севера, где пребывают дети разных национальностей, приехавших туда работать людей. Всё это накладывает те признаки, которыми обладает внеклассная работа в условиях Крайнего Севера, а именно – холодный климат, вынуждающий много времени проводить в помещении; занятость родителей, которые часто бывают в командировках и т.д. В данной статье разбираются вопросы особенностей культурного потенциала народов Севера во внеклассной работе, а также вышеперечисленные особенности проведения внеклассной работы Крайнего Севера.

Внеклассная работа в школе в настоящее время становится всё более значимой. Это обусловлено тем, что школьники должны получать не только знания по учебным предметам, но и всесторонне развивать мировоззрение. Этого можно достичь путём нравственного, морального и этического воспитания на внеклассный занятиях, классных часах, общественно-полезном труде и т.д. К сожалению, в современных школах мало учебных дисциплин, занимающихся нравственным воспитанием учащихся. К таковым можно отнести обществознание и историю. Данные дисциплины можно при соответствующей подготовке учителя ориентировать на всесторонне развитое мировоззрение, которое будет способствовать целостному пониманию происходящих событий и также пониманию роли своего труда в общественной жизни.

В условиях Крайнего Севера внеклассная работа имеет ряд особенностей:
— Коренные народы Севера передают детям свой опыт, что бы они научились правильно относится к природным богатствам, которые кормят и обеспечивают их;
— Люди, приехавшие на Север работать, часто оставляют своих детей без присмотра, так как вынуждены работать посменно и посуточно. Внеклассная работа в данном случае очень полезна, так как она позволяет занять детей, а также научить их новым дополнительным видам деятельности, ремёслам и т.д. Север в этом отношении можно считать многонациональным регионом России. (См. об этом например: Ильин А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире [1]);
— Климатические условия не позволяют детям проводить много времени на улице. Суровая погода способствует занятиям в помещении, и в этом так же достоинство внеклассной работы в школе в условиях Крайнего Севера.

Внеклассная работа может способствовать формированию различных способностей и морально-нравственных, этических качеств личности школьника. В данной статье рассмотрим лишь некоторые аспекты внеклассной работы и особенности этих аспектов применительно к внеурочной работе в школах Крайнего Севера. Экономические аспекты деятельности современного человека важны, так как экономика – наука о ресурсах – способствует рациональному использованию имеющихся ресурсов. Это важно сформировать в школе, так как в детстве человек ещё не понимает всей важности данного вопроса. «Обучающая функция внеклассной работы по экономике не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Являясь вспомогательной для более эффективной реализации, воспитательной и развивающей функций, она заключается не только в формировании системы экономических научных знаний, учебных умений и навыков, но и в овладении определенным навыкам экономического поведения, коллективной жизни, навыкам делового общения». [4; С.113] Экономические навыки важны не только для взрослых людей, которые уже начали свою трудовую деятельность, но и для школьников. В условиях Крайнего Севера необходимо рациональное использование в регионе ресурсов. В этом плане может пригодится культура коренных народов Севера. В условиях нарастания технологии потребления, важным является воспитание культуры потребления. В данном случаем «что касается культуры потребления, а следовательно и педагогики потребления, то почти всё добываемое на охоте или рыбалке у народов Севера идёт в потребление, используется в хозяйственной деятельности, требуя тем самым разносторонних умений и навыков, что сосредотачивает трудовые обязанности у одного человека. Опыт передаётся от отца к сыну не в школе, а в условиях реальной жизни» [2]

На Крайнем Севере, где приходится сохранять не только ресурсы будущего, но и ресурсы прошлого, например использованное топливо, т.е. тепло, полученное при сгорании топлива, важным является следить за своим здоровьем и гигиеной. Гигиена человека способствует не только предотвращению многих болезней и инфекций, но и служит показателем воспитанности человека. К личной гигиене важно приучить школьников. Внеклассные мероприятия и конкурсы обладают возможностью для формирования здорового образа жизни. «Внеклассная работа обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний школьников в области гигиены, здоровья, практического применения этих знаний. Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя. Данная форма пробуждает познавательный интерес и творческую самостоятельность учеников. Ее отличает внеурочный характер и принцип добровольности» [3; С. 33].

Определение эффективности внеклассной работы в школе позволит лучше использовать свободное время. «Важнейший критерий качества учебной работы — оптимальность, то есть соотнесение совокупных затрат времени, сил, ресурсов и полученных результатов, отдачи, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в образовании, воспитании и развитии школьников при соблюдении научно установленных норм времени на классную и домашнюю работу учащихся и учителей. Критерий подготовленности в процессе движения ученика по индивидуальному образовательному маршруту последовательно и постепенно трансформируется в педагогическую эффективность»[5]. Помимо внеурочной работы в школе, важна также домашняя работа, выполнение домашнего задания. В условиях Крайнего Севера эффективное сочетание внеурочной работы в школе и домашнего задания дома способствует лучшему усвоению не только знаний, полученных на уроках, но и сочетая различные образовательные технологии дополняет в домашнем задании те внеурочные занятия, которые были проведены в школе. Например, к таковым можно отнести занятия по иностранному языку [6].

Таким образом, в условиях Крайнего Севера важным является развитие внеклассной, внеурочной работы в школе. Это позволит лучше использовать культурный потенциал народов Севера. Вместе с этим эффективнее позволит использовать свободное время, которого в школах Крайнего Севера бывает гораздо больше, нежели в школах средней полосы России. Серьёзное использование внеурочной работы должно способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников и на этот вид деятельности стоит обратить серьёзное внимание.


Список литературы

  1. Ильин А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире / А.Г.Ильин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 4. С. 47-49.
  2. Ильин А.Г., Чуркина А.А. Педагогические аспекты культуры коренных народов Севера // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28).
  3. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста /Е.В.Лизунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 30-34.]
  4. Махова А.В., Гладких В.А. Особенности внеклассной работы по экономике в школе // Инновационная наука. 2015. № 7-2 (7). С. 111-115. С.113
  5. Тимочкина Н. А. Методы и формы оценки эффективности обучения в школах / NovaUm, №7, 2017 // http://novaum.ru/public/p245
  6. Ibatova A.Z., Ivanova N.L., Ilin A.G., Ippolitova N.V., Stavruk M.A. Using interdisciplinary integration in teaching english of oil and gas students in Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 15. С. 8055-8061.