УДК 338.465

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№12,

Экономические науки

Вилкова Мария Александровна
Казакова Анастасия Юрьевна
Каимова Ирина Викторовна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ПОТРЕБИТЕЛЬ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ; CUSTOMS; CUSTOMS SERVICE; CONSUMER OF CUSTOMS SERVICES; ADMINISTRATIVE REGULATIONS.


Аннотация: Актуализирован вопрос качества и доступности государственных таможенных услуг и удовлетворенности потребителей таможенных услуг в Российской Федерации. В статье приведен сравнительный анализ спроса на таможенные услуги в 2010 и 2017 годах.

На сегодняшний день в системе государственных органов Российской Федерации важное место отведено таможенным органам. Под воздействием динамичного развития современного общества в структуре стандартных направлений деятельности таможенных органов выделилось и такое, как государственные таможенные услуги.

В широком контексте «таможенная услуга» – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узком, – это действия или последовательность действий, реализуемые особыми таможенными инструментами для повышения потребительской полезности сферы внешнеторговой деятельности для государства и участников внешнеторговой деятельности[3].

ФТС России, применяя специальные технологии, предоставляет комплекс различных услуг государству по достижению его целей, также, государственные таможенные услуги имеют внешнеэкономическую составляющую. Это один из важнейших векторов развития таможенной системы, направляющий ее на развитие имеющихся инструментов и технологий, на создание нового типа организационно-экономических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.

Предоставление государственных услуг осуществляется на основе административных регламентов предоставления государственных услуг, устанавливающих их необходимый уровень качества и доступности[2]. Одной из актуальных стратегических целей ФТС России, является стремление к повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее – участников ВЭД) и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Происходит оптимизация таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД. Таможенные органы РФ содействуют формированию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам как участникам ВЭД и оказывают влияние на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения. Таким образом, одной из основных и постоянных функций таможенной службы России сегодня является процесс предоставления государственных таможенных услуг.

В рамках данной темы, был проведен сравнительный анализ государственных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации в 2010 и 2017 гг. По результатам данного исследования установлено, что в соответствии с административными регламентами ФТС России, за данный период, число государственных услуг увеличилось с одиннадцати в 2010 г. до тринадцати в 2017 году. В таблице 1 представлены результаты анализа о количестве поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение той или иной государственной таможенной услуги.

Таблица 1

Количество поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение государственных таможенных услуг в 2010 и 2017 гг., шт.[4]

Таким образом, обратившись к данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод, насколько востребованы государственные услуги таможенных органов физическими и юридическими лицами РФ. За 7 лет число заявлений возросло на 9152, что составляет 54%. Это связано не только с тем, что с 2012 года значительно упростился процесс формирования пакета документов и сведений, необходимого для предоставления государственных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Значительную роль сыграло и то, что с начала 2015 года государственные услуги, оказываемые таможенными органами Российской Федерации, стало возможным получить в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг [5]. Как уже отмечалось ранее, на сегодняшний день, ФТС России оказывает тринадцать государственных услуг, десять из которых могут быть предоставлены таможенными органами в электронной форме. Это значительно упрощает процесс получения государственных услуг.

В 2017 году, как и в 2010, самой востребованной услугой является консультирование по вопросам в области таможенного дела (количество заявлений, поданных на ее предоставление, составило 16325 единиц). Далее по заявкам участников ВЭД, следует услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС (2092 оказанных услуг за 2017), а также «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (712 оказанных услуг за 2017 год). Самой непопулярной оказалась услуга «Принятие предварительных решений о стране происхождения товара». По нашему мнению, это связано со сложностью процедуры получения данной услуги, а также большим пакетом документов, необходимым для этого. Кроме того, данная услуга часто предоставляется участнику ВЭД в пакете, комплексе таможенных услуг организациями, уполномоченными в области таможенного дела – таможенными представителями.

Таможенные органы Российской Федерации всесторонне подходят к вопросу совершенствования порядка и повышения качества государственной услуги, учитывая при этом в первую очередь мнение заявителей. С этой целью каждый год осуществляется мониторинг качества предоставления каждой государственной услуги в отдельности. Данные, доступные на официальном сайте ФТС[4], представим в виде диаграммы, наглядно демонстрирующей удовлетворенность заявителей результатами по запрашиваемой ими таможенной услуге (рис. 1). Таким образом, из 5385 опрошенных участников ВЭД, полностью удовлетворены результатом 4735, то есть 88%. Но есть и те, кого качество предоставления государственных услуг таможенными органами совершенно не удовлетворило, таких опрошенных 29 (0,5%). Применительно к вопросу компетенций специалистов, оказывающих государственную таможенную услугу, по результатам опроса участников ВЭД, около 95 % заявителей/получателей государственной услуги отметили высокий уровень компетентности должностных лиц таможенных органов, их вежливое и уважительное отношение.


Рис. 1. Степень удовлетворенности результатом по запрашиваемой государственной услуге, %

Так же о повышении качества предоставляемых государственных услуг говорит и тот факт, что число жалоб по вопросам предоставления услуг значительно сократилось. В 2016 году ФТС России получено 7 жалоб по вопросам порядка предоставления государственных услуг, из которых рассмотрено 6 жалоб, из которых удовлетворены были лишь 2.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одним из общественно ориентированных и особенно значимых направлений работы таможенных органов по созданию благоприятных условий для деятельности участников ВЭД и совершенствованию системы государственного управления, является повышение качества и доступности, предоставляемых таможенными органами государственных услуг в сфере таможенного дела. ФТС России постоянно совершенствует систему предоставления государственных услуг. Услуги, предоставляемые таможенными органами, реализуются качественно и доступно, а административные регламенты, по которым государственные таможенные услуги предоставляются, качественны и эффективны, на данный момент не нуждаются в дополнениях и переработке.


Список литературы

  1. Федеральный закон от № 201-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  2. Буряга В.О. Административные регламенты: некоторые проблемы применения [Текст] / Буряга В.О. // Журнал «Актуальные проблемы российского права» – №1 – 2009.
  3. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2016. – 336 с.
  4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/index.php (Дата обращения: 02.04.2018).
  5. Федеральная таможенная служба в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.gosuslugi.ru/search?query=%D1%84%D1%82%D1%81&serviceRecipient=all (Дата обращения:12.04.2018).