УДК 339.543

НОТИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

№12,

Экономические науки

Кокина Виолетта Валерьевна


Научный руководитель: Мозжегорова О.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, г. Люберцы.


Ключевые слова: ПРОЦЕДУРА НОТИФИКАЦИИ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; НОТИФИЦИРУЕМЫЙ ОРГАН; ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ; АККРЕДИТАЦИЯ; НОТИФИЦИРУЮЩИЙ ОРГАН; THE PROCEDURE OF NOTIFICATION; THE EURASIAN ECONOMIC UNION; NOTIFIERRELAY BODY; THE EUROPEAN UNION; ACCREDITATION; NOTIFICARI BODY.


Аннотация: В статье проведен анализ возможности внедрения процедуры нотификации органов по сертификации в Евразийском экономическом союзе на примере опыта Европейского союза.

Во многих отраслях российской промышленности доля фальсификата на рынке достигает критических значений. По данным Ассоциации производителей радиаторов отопления, уменьшение доли фальсификата в отрасли позволит увеличить долю рынка с 34 до 70 %, инвестировать 12 млрд. руб. до 2020 года, создать 6 тыс. рабочих мест и еще 14 тыс. в смежных отраслях, получить дополнительные налоговые поступления в размере 20 млрд. руб. По данным же Ассоциации «Электрокабель» доля фальсифицированной продукции составляет от 43 до 90 млрд. руб. (21-45 % рынка). Прямые потери бюджета могут оцениваться в 2 млрд.руб. Наличие на рынке фальсифицированного кабеля, сопровождаемого сертификатами, выданными без испытаний или с нарушением установленных процедур, привело к закрытию одного из градообразующих предприятий Краснодара – завода ЗАО «Кубанькабель». Если взять цементную промышленность, то ее актуальной проблемой в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) является также наличие контрафактной продукции, объем которой на рынке достигает 50%. Это стало одной из причин того, что за последние пять лет инвестиции в отрасль снизились по ЕАЭС в 5,5 раз, а в России – почти в 8 раз [3].

В качестве системного решения проблемы предлагается ввести процедуру нотификации органов, аккредитованных в национальной системе аккредитации, которые дополнительно будут наделяться полномочиями для проведения работ по обязательной сертификации. Вероятно, процедуру нотификации сможет пройти лишь ограниченное число наиболее добросовестных фирм. Под добросовестностью конкретной организации следует понимать ее весомый рабочий стаж в роли аккредитованного органа, а также доверие к ней со стороны институтов государственной власти. Нотификация даст им право сертифицировать стратегически значимую промышленную продукцию. Такой подход отвечает современной международной практике и требованиям стандартов ISO [4]. Предполагается, что ответственное решение о нотификации будет принимать тот исполнительный орган государственной власти, на котором лежит ответственность за соблюдение соответствующего технического регламента.

Порядок нотификации следует рассматривать как административную процедуру, включающую, как минимум, три этапа:

1. Рассмотрение заявления на нотификацию. Нотифицирующий орган принимает заявку аккредитованного органа и проводит документарную проверку его соответствия критериям, определенным для данной процедуры. Например, в Европейском союзе в качестве таких критериев рассматриваются следующие: вознаграждение руководства и персонала органа по оценке соответствия не должно зависеть от числа проведенных оценок и от их результатов, органы по оценке соответствия страхуют гражданскую ответственность, органы по оценке соответствия участвуют в надлежащей деятельности по стандартизации и деятельности координационной группы нотифицированных органов.

2. Принятие заявления и выезд на место функционирования проверяемого органа.

3. Принятие решения о нотификации и включение заявителя в соответствующий реестр нотифицированных органов по сертификации [5].

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) выразил надежду, что утвержденная в конце 2016 г. «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и на плановый период до 2025 года», в подготовке которой РСПП принял самое активное участие, позволит очистить рынок от контрафакта и фальсификата, а также повысить конкурентоспособность добросовестного бизнеса. Участники съезда РСПП, проводимого в марте 2017 года, предложили ускорить введение процедуры нотификации органов по оценке соответствия, аккредитованных в национальной системе аккредитации.

Многолетний опыт применения нотификации в Европейском союзе (далее — ЕС) может послужить основой для формирования института нотификации органов по сертификации в ЕАЭС и РФ. Данная процедура применяется в государствах-членах ЕС с 90-хх гг. XX в. В правовых документах ЕС нотификация и аккредитация изначально разделены, аккредитация определена как необходимое условие для целей нотификации. Применительно к нотифицирующим органам определены следующие критерии:

1) отсутствие конфликта интересов с органами по оценке соответствия;
2) объективность и беспристрастность;
3) принятие решений по нотификации компетентными лицами, не проводившими оценку нотифицируемого органа;
4) отсутствие деятельности в качестве органа по оценке соответствия и отсутствие деятельности по консультационным услугам на коммерческой или конкурентной основе;
5) наличие достаточного числа компетентных сотрудников для надлежащего выполнения задач по нотификации.

Как писалось ранее, нотификация и аккредитация в государствах-членах ЕС административно разделены и осуществляются различными органами. Исключением из общего правила является Швеция, где SWEDAC (Swedish Board For Accreditation and Conformity Assessment) – Шведский Совет по аккредитации и оценке соответствия одновременно выполняет функции национального органа по аккредитации и единственного нотифицирующего органа [6].

При нотификации Европейская комиссия присваивает каждому нотифицированному органу идентификационный номер, публикует перечень таких органов и контролирует его актуализацию. Крайне важно обеспечить, чтобы нотифицированные органы оставались компетентными. Для этого нотифицирующие органы ЕС должны постоянно проводить мониторинг. Только нотифицирующий орган может прекратить нотификацию.

Для того, чтобы орган был нотифицирован и включен в перечень нотифицированных органов ЕС, он должен соответствовать следующим критериям:

1) иметь необходимый персонал, обладающий специальными техническими знаниями и надлежащим опытом для выполнения задач по оценке соответствия;
2) иметь процедуры, учитывающие размеры предприятий, сектора, структуру, степень сложности конкретной продукции;
3) вознаграждение руководства и персонала органа не должно зависеть от числа проведенных оценок и от их результатов;
4) наличие страхования гражданской ответственности;
5) участие в надлежащей деятельности по стандартизации и деятельности координационной группы нотифицированных органов.
Предполагается, что введение подобных критериев в ЕАЭС для нотифицированных органов также целесообразно.

Можно сделать некоторые выводы по процедурам нотификации в рамках ЕС. Во всех государствах-членах ЕС органы по оценке соответствия в законодательно регулируемой сфере формируется по принципу двух «ключей»: один «ключ» — аккредитация, а второй — нотификация. Такой принцип применяется для обеспечения высокого уровня управления и безопасности в атомной энергетике, банковской сфере и т.д. Второй «ключ» находится в руках определенного государством органа власти. По решению государства этот «ключ» может находиться в руках единственного нотифицирующего органа или двух и более. Данное решение зависит от особенностей национального регулирования, потребностей рынка, специфики продукции. В качестве нотифицирующего органа всегда выступает органы государственной власти, реализующие политику государства в определенных отраслях промышленности и (или) осуществляющие государственный надзор за определенными группами товаров. Нотифицирующий орган не осуществляет автоматически нотификацию всех аккредитованных органов [7]. Практика ЕС показывает, что нотификация является важным инструментов обеспечения доверия к деятельности аккредитованных органов по оценке соответствия в законодательно регулируемой сфере и повышения их ответственности за результаты оценки.

В рамках ЕАЭС предлагается начать с пилотного проекта по проведению нотификации при подтверждении соответствия цементов и радиаторов отопления. Предполагается, что нотификация позволит сертифицировать стратегически значимую продукцию, стать дополнительным и действенным инструментом обеспечения объективного контроля. Именно такой подход применяется в международной практике и соответствует требованиям стандартов ISO. Внедрение института нотификации — очередной важный шаг на пути к достижению должного уровня безопасности промышленной продукции. Здоровье и самочувствие, а зачастую сама жизнь людей, прямо зависят от безопасности реализуемых на массовом рынке товаров. Объективный контроль очень важен. В этом смысле нотификация должна стать еще одним действенным инструментом по обеспечению такого контроля.


Список литературы

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 12.03.2018)
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 12.03.2018)
  3. Аронов И., Рыбакова А., Саламатов В. О нотификации органов по сертификации. Область применения нотификации в Российской Федерации и ЕАЭС // Стандарты и качество — 2017. — № 9. — С. 26
  4. Аронов И., Рыбакова А., Саламатов В. О нотификации органов по сертификации. Опыт ЕС // Стандарты и качество — 2017. — № 8. — С. 14
  5. Нотификация российский органов по сертификации [Электронный ресурс] URL: https://realcert.ru/analytics/akkreditaciya/2016/24 (дата обращения: 12.03.2018)
  6. Институт нотификации органов по сертификации [Электронный ресурс] URL: http://crdrf.ru/news/proshel-promyishlennyiy-forum-po-tehnicheskomu-regulirovaniyu-i-kontrolyu-kachestva-institut-notifikatsii-organov-po-sertifikatsii (дата обращения: 12.03.2018)
  7. Тюшевская О. Нотификация: Легализуй это! // Business Excellence. — 2017. — № 5. — С. 64