УДК 005

ВЛИЯНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

№12,

Экономические науки

Горюнов Иван Андреевич
Петряев Максим Владимирович


Ключевые слова: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ; МЕНЕДЖМЕНТ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ; HUMAN CAPITAL; MANAGEMENT; HUMAN RESOURCE; COMPETENCE; POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL.


Аннотация: Человеческий капитал обладает собственной динамично развивающейся внутренней структурой, поскольку в основании классификации его активов находятся развития по интеллектуальным, физическим и психологическим характеристикам. В виде важных компонентов человеческого капитала выделяют уровень образования, профессиональную подготовленность, психофизиологические характеристики, капитал здоровья, обладание экономически значимыми информационными сведениями, мобильность персонала, движущие мотивы и ценности. В течение всей жизнедеятельности возникает износ и изменения характеристик человеческого капитала, все более ускоряющиеся с возрастом.

Под человеческим капиталом понимается система хозяйственной деятельности людей, аккумулирующая их энергетические силы. Человеческий капитал как важный фактор экономического роста, представляет способности, знания и умения субъектов трудовой деятельности, которые предоставляют им возможность положительно функционировать в социально-экономическом пространстве [4].

Человеческий потенциал может превращаться в человеческий капитал только в ходе наемной трудовой деятельности. При этом человеческий капитал постоянно дополняется и изменяется, но его ресурсная основа в виде «общего человеческого капитала» остается постоянной. Базовой составляющей человеческого капитала в практике менеджмента считается его образовательная компонента, считаясь наиболее динамичной и эффективной. На современном этапе образовательный уровень считается важной характеристикой человеческого капитала, поскольку определяет политическое и социальное поведение. Наиболее высокий уровень образования усиливает общественную и социальную активность, повышая способности к организационным действиям, сотрудничеству, а также взаимодействию в практике менеджмента.

При этом на современном этапе основным механизмом влияния человеческого капитала на экономическое развитие становится воздействия его инновационной характеристики в практике менеджмента. Современный этап общественного развития, который сопряжен с управленческим и технологическим изменением процесса труда, с одной стороны, приводит к неизбежным преобразованиям в структуре человеческого капитала и характере воздействия его активов на развитие в экономическом аспекте. С другой стороны, готовность к восприятию радикальных изменений характеристик человеческого капитала на современном этапе развития определяется состоянием человеческого капитала всей страны. Быстрое устаревание знаний, рост образовательных требований к рабочей силе, интеллектуализация труда приводят к преобразованию структуры человеческого капитала, внося коррективы в процесс его формирования, накопления и условий эффективной реализации в практике менеджмента [1].

Во-первых, происходят изменения в ходе формирования человеческого капитала. Так, с одной стороны, глобальные информационные сети, которые дают возможность интенсифицировать обмен и сотрудничество в научно-технической, коммерческой и культурной областях, формируя глобальное информационное пространство, генерирующее знания, при этом с неодинаковой мерой доступа к нему для разных регионов мирового сообщества и категорий населения.

Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную, общую для всех психологию. Различают многочисленные типы культур, т.к. каждое общество обладает своими собственными институтами, в общей форме выражающими его духовное прошлое. Культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает уважение к традициям.

С другой стороны, так как не все информационные сведения поддаются кодификации, глобальные информационные сети не решают проблемы эффективного генерирования знаний, если они не дополняются сотрудничеством посредством личных контактов и совместной творческой области. Повышается значение международных связей между субъектами хозяйствования, университетами и государственными исследовательскими центрами и между отдельными личностями, такими как ученые, специалисты и менеджеры.

Во-вторых, людям в ходе накопления знаний свойственны самосовершенствование и саморазвитие, итогом чего считаются изменения структуры и рост качества человеческого капитала.

В-третьих, коренным образом изменились объективные требования к знаниям и навыкам в практике менеджмента к персоналу, к его переподготовки, повышению интеллектуального и культурного уровня сотрудников, созданию условий для человеческого развития и самореализации личностных и профессиональных качеств, так как в современных условиях эффективность производственной сферы и управленческой деятельности во все возрастающей мере зависит от накопленного объема знаний, глобального уровня мыслительных процессов, а также инициативам и творческому потенциалу.

Говоря о культуре, прежде всего, подразумевают народы, этнические группы и религии. Однако этот термин стал активно применяться и для описания ключевых характеристик организаций и бизнеса. В данном случае чаще всего используют термин «корпоративная культура», который применяется к любым типам организаций, вне зависимости от того, является ли организация корпорацией или нет. Культура организации — это система ценностей и убеждений, разделяемых сотрудниками организации, коллективное сознание и менталитет коллектива. Культура организации состоит из ценностей, явно или неявно выраженных стандартов, которые возникли благодаря лидерам или в результате целенаправленной работы по развитию. Культура организации помогает сотрудникам обрести чувство причастности, повышает лояльность к компании. Принято считать, что корпоративная культура — это внутренний компас сотрудника компании. В таком понимании культура — это среда, образ поведения и деятельности, который можно создавать сознательно и влиять таким образом на результаты деятельности [5].

В-четвертых, так как основной вклад в производительность вносят персонал в возрасте от 25 до 40 лет, инвестиционный вклад в здоровье приобретает особую значимость, повышая период творческого функционирования людей. Здоровье определяет потенциальный поток трудовых услуг индивидов, способы их применения и уровень производительности. Инвестиции в здравоохранение, сокращая заболеваемость и смертность, дают возможность наиболее интенсивно и продолжительно трудиться, а именно повышать объем человеческого капитала и период его производительного применения. Помимо этого, следует отметить существенное значение культуры в образовательном и воспитательном процессе людей, формировании их нравственных и эстетических потребностей, процессе становления и развития личностных и профессиональных качеств, совершенствовании качественных характеристик человеческого капитала.

Культура управления рассматривается как характеристика качественной стороны управленческой деятельности субъекта управления, фактор, определяющий эффективность управленческих решений [6].

Так как человеческий капитал включает совокупность компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, сложно определить воздействие одной характеристики на развитие и накопление человеческого капитала в общем. Специализированными институтами, которые формируют человеческий капитал, считаются системы здравоохранения, искусства, науки, культуры и образования, а также информационного обслуживания. Осуществляемая в пределах названных структур деятельность и определенные инвестиции имеют исключительно важнейшую значимость для индивида, и для социума в целом, являясь необходимым условием для накопления человеческого капитала и улучшение перспектив экономического роста.

С данной стороны формирование человеческого капитала следует рассматривать в виде двустороннего процесса взаимодействия индивида и социума: для его реализации недостаточно индивидуального мотивационного компонента, нужна мотивация социума в общем, который предъявляет спрос на совокупность имеющихся у людей способностей, знаний и навыков в управленческой и производственной сферах. При этом для оценивания роли и места человеческого капитала в практике менеджмента стоит учесть прирост индивидуального благосостояния и наличие внешних эффектов, которые получают в ходе накопления человеческого капитала [2].

Важной предпосылкой формирования и накопления человеческого капитала считается инвестирование и в его активы, которые представляют целенаправленный процесс вложений в людей для совершенствования их качественных характеристик в формирование потенциальных способностей, что несомненно приносит доход.

Структура вложений в человеческий капитал включает такие виды инвестиций как образование, подготовку на производстве, здравоохранение, мотивацию, поиск информационных ресурсов и миграцию, фундаментальные научные разработки, экологию и здоровый образ жизнедеятельности, культуру и досуг.

Важным активом человеческого капитала, который выступает в виде основания и неотъемлемого базового условия обеспечения возможности его функционирования, считается капитал здоровья.

Проблема человеческого потенциала и человеческого капитала в практике менеджмента рассматривается в виде взаимосвязанной и взаимообусловленной системы деятельности государственной политики, которая направлена на рост человеческого капитала средствами образования.

Инвестирование в развитие человеческого капитала приводит к росту производительности труда, росту производственной мощи, а именно к расширению человеческого потенциала, в связи с чем, современные исследователи рассматривают инвестиции в область образования в качестве важнейшего и необходимого вида капиталовложений, который является одним из важных факторов экономического роста государства [3].

Таким образом, при определении человеческого капитала в качестве его важнейшей составляющей следует учитывать совокупность интеллектуальных, предпринимательских и инновационных способностей, мобильности, креативности и прочих качественных характеристик, которые приобретаются в течение жизненного цикла людей и применяемых для достижения высокой результативности и производительности как производственной, так и управленческой деятельности. Воздействие целенаправленно сформированных активов человеческого капитала на доход достаточно более значимо, чем влияние данных факторов, в качестве врожденных способностей. Базовой характеристикой человеческого капитала в условиях менеджмента считается образовательная компонента, поскольку она наиболее динамична и эффективна.

Основные направления развития человеческого потенциала на современном этапе развития включают:
1. усиление экономической характеристики в социальных институтах социума;
2. рост уровня индивидуализированности в социальных отношениях в социуме;
3. развитие личностно-ориентированных подходов к пониманию устройства окружающего пространства и системы социально-экономических отношений в практике менеджмента.

Изменения, происходящие сегодня в обществе и экономике позволяют использовать в управленческой деятельности социально-культурный и морально-этический инструментарий, что способствует повышению эффективности менеджмента, создает комфортные условия для работы персонала, инициируя тем самым расширение и развитие характеристик человеческого капитала.


Список литературы

  1. Громов А. Человеческий капитал // Эксперт. 2017. № 14. С.55-56.
  2. Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирования, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 2015. 234 с.
  3. Кулешова Р. С. Параметры человеческого капитала и модели управления // Труд и социальные отношения. 2014. № 2. С.44-45.
  4. Моисеев Р. С. К вопросу о теориях «человеческого» и «природного» капиталов. // Экономика природопользования. — 2006. — № 1. — с. 5-23.
  5. Муллахметов Х. Корпоративная культура в системе менеджмента // Общество и экономика. 2016. № 11. С. 41-53.
  6. Муллахметов Х.Ш. Влияние развития менеджмента, культуры и философии организации на эволюции контроля // В сборнике: Экономическая наука в различных культурных контекстах Научное издание. Прага, 2013. С. 37-67.