УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№12,

Юридические науки

Мартова Екатерина Андреевна


Научный руководитель: Толмашова Т.М., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: СУВЕРЕНИТЕТ; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; СОСТАВЛЯЮЩИЕ СУВЕРЕНИТЕТА; НЕПОЛНОТА СУВЕРЕНИТЕТА; SOVEREIGNTY; STATE SOVEREIGNTY; THE COMPONENTS OF SOVEREIGNTY; INCOMPLETE SOVEREIGNTY.


Аннотация: Статья посвящена вопросам обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации. Анализируются факты, представляющие угрозу для суверенитета, составляющие суверенитета, а также проблемы государственного суверенитета.

В современном мире, характеризующемся возрастанием взаимозависимости государств через глобальную инфраструктуру и единое правовое пространство, актуализируется вопрос о государственном суверенитете как явлении, переживающем серьезные парадигматические сдвиги.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права[4, C. 660].

Государственный суверенитет выражается в верховенстве и единстве государственной власти, что означает высшее значение конституции и других законов, издаваемых центром на всей территории государства, а также в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Об этом говорят ст.4 и ст.11 Конституции Российской Федерации[1].

Любое событие или процесс, которые ведут к масштабной гибели людей, уменьшению шансов на выживание, по мнению ООН, надламывают политические устои государства как базовые элементы международной системы и представляют собой угрозу международной безопасности. И в связи с этим ООН выделяет следующие основные виды угроз: угрозы экономического и социального характера, такие как нищета, инфекционные болезни, экологическая трансформация; угрозы транснациональных разногласий; угрозы национальных разногласий, такие как гражданская война и геноцид; угрозы ядерного, химического, биологического и радиологического орудия; угрозы террористической направленности, включая международную преступность[2, C. 38].

Все вышеперечисленные угрозы, выделяемые международным сообществом как следствие массового характера, дают нам сделать вывод, что все они по своему объему затрагивают стороны общественной жизни и для того, чтобы предотвратить, пресечь и ликвидировать опасность глобального характера, нужно взаимодействовать друг с другом.

Отсюда следует, что происходящие в огромном масштабе процессы прямо или косвенно действуют на все стороны общественной жизни людей, которые относят себя к определенному суверенному государству. В.В. Путин на конференции «Валдай», объяснял, что многие механизмы обеспечения мирного порядка сложились достаточно давно, а в частности после Великой Отечественной Войны. Прочность системы формируется не только на балансе сил и на праве победителей, но и на уважении и стремлении договорится. Большое значение имеет то, что эта система развивалась и при всех минусах способствовала если не решению, то хотя бы сдерживанию существующих мировых проблем. Говоря о задачах, которые стоят перед национальными государствами, таких как сохранение своего суверенитета и национального единства в стремительно меняющемся мире, он отмечал результат дисбаланса на транснациональном уровне. Он говорил, что начался период разночтений и умолчаний в мировой политике, и что под давлением правового скептицизма шаг за шагом сдавало свои позиции международное право. Объективность и справедливость приносилась в жертву политической целесообразности. Юридические нормы подменялись произвольным толкованием и пристрастными оценками. А тотальный контроль над глобальными средствами массовой информации давал право при желании белое выдавать за черное, а черное за белое[6]. Сегодня же мы подвержены влиянию информационно – коммуникативных технологий и сервисов, что не правильно, т.к. именно влияние СМИ искажает действительные факты и тем самым подрывает устойчивость национальной системы и вызывает недоверие народа своему государству.

Следовательно, в связи с тем, что одни страны преобладают над другими, происходит процесс навязывания своих интересов, и мнение одного государства выдается за мнение всего мирового сообщества. А само понятие национальный суверенитет для большинства государств становится относительной величиной. Тем самым национальные интересы России представляют собой публичные интересы, где главным источником их фиксации в наиболее обобщенном и емком выражении выступают Конституция РФ и нормы конституционного права.

Таким образом, В.В. Путин верно отметил, что Россия свой выбор сделала, ее приоритеты – это дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное внутреннее развитие с учетом всех позитивных современных тенденций в мире и объединение общества на основе традиционных ценностей и патриотизма. У РФ интеграционная, позитивная, мирная повестка дня, она активно работает с коллегами по Евразийскому экономическому союзу, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и с другими партнерами. Эта повестка направлена на развитие связей между государствами, а не на их разъединение. Российская Федерация не собирается ставить какие-либо преграды и втягиваться в обмен ударами. Россия, не пытается восстановить какую — то свою империю, не покушается на суверенитет своих соседей, она не требует какого – либо особого, исключительного места в мире. Уважая интересы других, мы хотим, чтобы наши интересы учитывали, и нашу позицию уважали[6].

Как видим, сказанное означает не только необходимость соблюдения и реализации национальных интересов России, но и подразумевает в том числе дальнейшее укрепление интегративной роли конституционного права как ключевой, системообразующей отрасли российского права и вообще российской правовой тенденции. А главное это то, что Россия, ее правовая система в целом и лежащая в ее основании отрасль конституционного права в своем дальнейшем развитии ориентированы как на поддержание, так и на укрепление общепризнанных принципов и норм международно-правовой координации и национальных интересов всех суверенных государств.

Хочется отметить, что события 2014 года, которые связаны с принятием в состав Российской Федерации бывшей украинской Автономной Республики Крым в статусе субъектов Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются ничем иным как волеизъявлением народа при проведении голосования. Но опять, же из-за воздействия западной прессы и давления других государств извне, данный шаг трактуется как насильственное присоединение Автономной Республики Крыма в состав России в одностороннем порядке[3, C. 11]. Из сказанного выходит, что нельзя под предлогом политического, экономического, административного характера приносить в жертву право и пренебрегать общепризнанными принципами и нормами международного права, которые взаимосвязаны с ними конституционными устоями и ценностями суверенного государства.

В рамках данной статьи, считаем необходимым обратить внимание на неполноту государственного суверенитета РФ. Николай Стариков в своей статье говорит о том, что государственный суверенитет состоит из 5 составляющих: признание международным сообществом территории страны, флаг, герб и гимн; дипломатический суверенитет; военный суверенитет; экономический суверенитет; культурный суверенитет[5].

По нашему мнению, на данный момент в России из вышесказанных пунктов полноценно выполняется только первый. Дипломатический и культурный суверенитеты остаются частичными, так как в дипломатических отношениях России приходится считаться с другими политическими силами. Говоря о культурном суверенитете, Российская культура для части населения остаётся не авторитетной, но эта проблема на данный момент решается прививанием патриотизма. Военный суверенитет в нынешней геополитической ситуации начинает восстанавливаться и показывает свою силу в настоящее время в Сирии. Он заключается в самой боеспособности армии государства. Нужно отметить, что экономического суверенитета в Российской Федерации нет. В качестве доказательства можно привести зависимость Российской экономики от стоимости нефти. В настоящее время на фоне искусственного снижения цены на нефть экономика РФ фактически находится в кризисе.

Некоторые из перечисленных факторов взаимосвязаны, в политической деятельности всегда считаются с реальными фактами, а именно с военной силой и сильной экономикой. Но так как у России полностью отсутствует самостоятельная развитая экономика – государственный суверенитет РФ нельзя назвать полноценным.

Помимо этого, следует отметить некоторые статьи Конституции РФ, говорящие о неполном государственном суверенитете. Это такие, как:

— ч. 4 ст. 15 которая устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами. Данная статья устанавливает прямое надгосударственное управление. Стоит отметить, что кроме России данный пункт имеют еще только 2 страны, и обе они получили его после поражения в войнах;

— ст. 79 говорящая о том, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, а будут ли нарушены за счёт этого чьи-либо права или нет, согласно ст. 15 ч. 4, будут решать международные органы;

— ч. 2 ст. 75 устанавливающая независимость Центрального Банка РФ, т.е. ЦБ РФ полностью независим от государства, и не подчиняется ни президенту, ни правительству, хотя очевидно, что он не должен принципиально отличаться от настоящих государственных органов, и если посмотреть на деятельность ЦБ, то становится ясно, что он очень сильно зависит от МВФ и ФРС США[1].

Таким образом, на сегодняшний день в мировом сообществе стало демонстрироваться взаимозависимость государств, которая выражается в силовом побуждении оппонента в сфере экономики и политики. Это проявляется в шероховатостях социально – экономических сфер конкурентов и вероятных противников, а также во внешнеэкономической сфере страны и ее поведения на межнациональном уровне. Чтобы не допустить дестабилизацию и сохранить государственный суверенитет РФ нужно совершенствовать экономику страны, проводить реформу некоторых государственных органов и улучшать уровень жизни населения.


Список литературы

  1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г. : в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 января 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.
  2. Добрынин Н.Д. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: Право и привилегия? // Государство и право. – 2015. – № 6. – С. 36-42.
  3. Карнаушенко Л.В. Проблемы обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях трансформирующегося общества начала XXI века // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2015. – № 3(29). – С. 10-13.
  4. Худайбергенов А.А. Проблемы национального-государственного суверенитета в условиях политической глобализации // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 659-662.
  5. Стариков Н. Возвращение суверенитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nstarikov.ru/blog/14442.
  6. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» по теме: «Мир будущего: через столкновение к гармонии» (Россия, г. Сочи, 19 октября 2017 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/55882.