УДК 658.3.07

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№12,

Экономические науки

Каюмова Эльмира Анатольевна
Парфенова Юлия Анатольевна


Ключевые слова: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ; КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА; УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ; HUMAN CAPITAL; CORPORATE CULTURE; PERSONNEL MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье выявлена взаимосвязь таких понятий как «корпоративная культура» и «человеческий капитал», их зависимость друг от друга в процессе функционирования и развития организаций в современных условиях.

В условиях современности ключевым фактором развития любой организации является потенциал ее персонала, выраженный в человеческом капитале. Впервые ввел этот термин Теодор Шульц и описывал его следующим образом: «все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом. Нужно рассматривать все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства, которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом.» [4]. Впоследствии это понятие расширялось и на данный момент в него вкладывают следующий смысл – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Совершенствование человеческого капитала подразумевает также разработку эффективной корпоративной культуры, которая наиболее полно и понятно определяется автором Эдгаром Шейном: «корпоративная культура – это совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам группы в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам» [3].

Корпоративная культура считается совокупностью таких компонентов как: мировоззрение, определяющее действия членов организации в отношении коллег, клиентов и конкурентов; культурные ценности, преобладающие в организации; характеристики поведения при взаимодействии людей, такие как ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении; нормы, принимаемые повсеместно в организации; психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками [5]. Культура организации помогает сотрудникам обрести чувство причастности к ее деятельности, повышает лояльность компании. Корпоративную культуру можно считать внутренним компасом сотрудника компании. В таком понимании культура – это среда, образ поведения и деятельности, который можно создавать сознательно и влиять таким образом на результаты деятельности. Таким образом, культура становится своеобразным инструментом управления [2].

Исходя из сути данных понятий корпоративная культура является одной из составляющих элементов, характеризующих человеческий капитал, что говорит об их тесной взаимосвязи и взаимодополняемости в системе контроля и управления человеческими ресурсами и определяет роль корпоративной культуры в системе менеджмента современных организаций.

Роль социально-культурного и морально-этического инструментария в управлении признавалась в России с давних времен. Именно Россия заложила в 1912 г. основы корпоративной этики принятием «Принципов ведения дел» в России, получивших высокую оценку во всём деловом мире [1].

Состояние и роль корпоративной культуры прослеживается во всех управленческих процедурах на всех этапах управленческого цикла. Так как в центре социально-экономических процессов находится человек, использование корпоративной культуры в системе менеджмента актуально, в первую очередь, в управлении персоналом. Практикуемые системы, технологии, инструменты и методы управления и контроля являются во многом следствием корпоративной культуры и определяют эффективность использования человеческого капитала [Управление персоналом]. Технологии и процедуры разработки, принятия и реализации управленческих решений являются ещё одной областью, где наиболее ярко отражаются роль корпоративной культуры как механизма управления [7].

Изменения коренных характеристик человеческого капитала, которые в компактном виде представлены Ицхаком Адизесом [6], повышает актуальность поведенческих факторов для эффективного управления в современной бизнес-среде.


Список литературы

  1. Муллахметов X. Корпоративное управление в России // Общество и экономика. 2009. № 4-5. С. 118-123.
  2. Муллахметов Х.Ш. Влияние развития менеджмента, культуры и философии организации на эволюции контроля // В сборнике: Экономическая наука в различных культурных контекстах. Научное издание. Прага, 2013. С. 37-67.
  3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. СПб: Питер, 2002. 336 с.
  4. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. М.: изд-во ВШЭ, 2003.
  5. Моргунов Е.Б. Сущность и компоненты организационной культуры // – М.: Стоик, 2008. – С.18.
  6. Adizes I. Theory and practice of management transformation before new challenges — Russia has to catch up // Harvard Business Review — Russia, January-February, 2017, P. 6-10.
  7. Mullakhmetov K. Control in the system of managerial decisions procedures: a conceptual view // Problems and Perspectives in Management. 2016. Т. 14. № 3. С. 64-76.