УДК 004

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

№12,

Технические науки

Бикеева Наталья Геннадьевна

Ишмуратов Рашид Аминович (Кандидат физико-математических наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ИНФОРМАТИКА; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; IT-ОТРАСЛЬ; IT-ТЕХНОЛОГИИ; EDUCATION; COMPUTER SCIENCE; INFORMATION TECHNOLOGY; IT-INDUSTRY; IT-TECHNOLOGY.


Аннотация: Данная статья посвящена современным тенденциям информатизации образования, их целям, а также рассмотрен опыт применения информационных технологий для обучения студентов.

Информационные технологии обучения – педагогическая технология, использующая различные средства, программные и технические ресурсы для работы с информацией. Данные технологии можно считать приложениями, которые помогают создавать новые возможности для передачи, восприятия знаний обучающегося и его всестороннего развития. Главной целью информатизации образования является подготовка всех студентов к активности общественной, бытовой и профессиональной областях в условии постиндустриального общества.

В настоящий момент в образовательных учреждениях основным средством информационных технологий является персональный компьютер с установленным программным обеспечением. Широкое распространение имеют универсальные прикладные программы, такие как текстовые процессоры, программы для подготовки презентаций, электронные таблицы, органайзеры и похожие программы.

Перед студентом технического вуза, готовящимся стать современным специалистом, в плане информатизации стоит задача освоения компьютерных технологий по трем направлениям – это организация электронного документооборота и презентации с использованием так называемых офисных пакетов, освоение универсальных математических и специализированных инженерных прикладных пакетов, и, наконец, понимание классических основ программирования. Ни один из перечисленных направлений не является избыточным. Необходимость первых двух направлений является очевидной. Что касается программирования, то следует подчеркнуть, например, то обстоятельство, что несмотря на наметившееся в последнее время уменьшение утилитарного аспекта его применения, оно лежит в основе алгоритмического мышления вообще, что уже само по себе способствует эффективному освоению компьютерных технологий в целом.

В этой связи перед преподавателем курса «Информатики» стоит задача, как вместить в сжатые рамки учебной подготовки студентов весь материал в его комплексе. На кафедре «Информатики» КГЭУ был выбран следующий путь. Весь материал разделяется на две части. К первой части были отнесены офисные пакеты и базовые основы программирования, ко второй – прикладные пакеты, освоение которых предполагается на старших курсах. В качестве базы первой части был выбран офисный пакет MS Excel с интегрированным языком программирования VBA – Visual Basic for Applications. На наш взгляд, именно в пакете Excel удачно сочетаются мощные средства современных многофункциональных прикладных пакетов и возможность прямой интеграции самостоятельно разработанных пользователем программных алгоритмов. Весь интерфейс «Excel – VBA»при этом умещается в единственной операции – обращением к произвольной ячейке Excel по ключевому имени cells(i, j), где i и j – соответственно номер строки и столбца таблицы Excel.

Наш опыт показывает, что выбранный путь является инновационным, так как вносит новые позитивные элементы в процесс обучения. Заслуженная популярность и привлекательность пакета Excel (без ложной скромности названная самими авторами-разработчиками эпитетом «превосходный») стимулирует высокий мотивационный уровень и познавательный интерес у студентов не только в плане освоения пакета, но и интегрированного с ним языка программирования. При этом само программирование становится более эффективным, когда оно получает в «помощники» все преимущества наглядного представления данных и инструментальные возможности, какими обладает пакет Excel. Эти знания и навыки являются универсальными и служат основой для следующих этапов подготовки будущего специалиста по современным информационным технологиям.


Список литературы

  1. Ишмуратов Р.А. Место базовых сред разработки программных приложений как составной части информационных технологий в подготовке инженеров / Р.А. Ишмуратов, Р.С. Зарипова / Решение. – 2017. – Т.1. – С. 38-40.
  2. Зарипова Р.С. Инновационные аспекты подготовки технических специалистов/ Р.С. Зарипова, Р.Р. Галямов // Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №15. – С.343-346.
  3. Торкунова Ю.В. Информационно-аналитическая система мониторинга уровня квалификации персонала / Ю.В. Торкунова, О.И. Богомолова, И.Р. Мухаматзакиева, А.Р. Фазильянова / Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2017 – № 4 (36). — С.22-28.
  4. Зарипова Р.С. Использование облачных технологий при обучении студентов / Р.С. Зарипова, О.А. Пырнова // NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.36-37.
  5. Галеев С.Р. Использование возможностей пакета MATHCAD при решении математических задач / С.Р. Галеев, Р.С. Зарипова / Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №8. – С.666-668.
  6. Севастьянова Е.А. Современные информационные технологии в школьном образовании / Е.А. Севастьянова, Е.И. Чернова, Р.И. Эшелиоглу / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.43-44.
  7. Ситников С.Ю. Промышленные пакеты прикладных программ в учебном процессе / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников / Вестник КГЭУ. – 2014. – №22. – С.339-345.
  8. Зарипова Р.С. Среды разработки программных приложений как составная часть информационных технологий в подготовке технических специалистов /Р.С. Зарипова, Р.А. Ишмуратов / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.28-29.
  9. Салтанаева Е.А. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу / Аллея науки. – 2018. – Т.1. – №2(18). – С.330-333.
  10. Ситников С.Ю. Компьютерные технологии: применение пакетов прикладных программ при работе студентов естественнонаучных специальностей в учебных лабораториях / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников // Ученые записки ИСГЗ. – 2013. – №1-2(11). – С.171-174.