УДК 34

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РУССКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

№12,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович
Прищепа Виктор Владимирович


Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ; ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ; MINORS; PREVENTION OF OFFENSES; JUVENILE DELINQUENCY; JUVENILE JUSTICE.


Аннотация: Статья посвящена исследованию начального этапа становления отечественной системы профилактики правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия.

Эволюционное развитие передовых идей гуманизации законодательства, касающегося совершивших противоправные деяния лиц, не достигших совершеннолетия, происходило крайне неравномерно в различных государствах мира. Получившие широкое распространение в странах Западной Европе и США идеи профилактики правонарушений, допускаемых подростками, в самодержавную Россию стали проникать лишь с конца девятнадцатого столетия.

В Российской империи на рубеже 19-20 веков оформилась научная правовая школа, представители которой сформулировали упорядоченную систему научных знаний о физических и психологических особенностях правонарушителей, не достигших совершеннолетия, социальных истоках детского и подросткового криминала, об эффективных методах по борьбе с рецидивной преступностью несовершеннолетних, а также о мерах, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Главными принципами юридических воззрений в отношении несовершеннолетних стали ценность ребенка как члена общества и индивидуума, уважение к личности подростка, воспитание как антипод наказанию, опора на положительные задатки и качества правонарушителей, не достигших совершеннолетия.

В правовой науке появилась точка зрения по поводу того, что подросток зачастую выступает в качестве жертвы сложившихся жизненных обстоятельств, а правонарушителем его делают условия, в которых он растет, окружающие его взрослые люди.

Отечественные юристы дореволюционной эпохи смогли определить особенности правосудия, реализуемого в нашей стране в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, сформулировали целый ряд инновационных понятий в данной сфере, таких как: уголовная безответственность, разумение и воспитуемость подростков-правонарушителей.

Передовые идеи российских юристов рассматриваемого периода послужили методологической базой для создания законодательства о несовершеннолетних правонарушителях, а также правосудия в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Кроме того, сформулированные отечественными правоведами на рубеже веков принципы стали основой для организации комплекса мероприятий, проведенных властями городов и земств, направленными на обеспечение охраны жизни, здоровья и нравственности лиц, не достигших совершеннолетия.

Важное место в этом смысле занимают работы А.М. Богдановского и Н.С. Таганцева. В основу их творчества легли европейские идеи просвещения, передовая на тот момент правовая теория и практика.

Отечественные правоведы смогли разработать методику профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, с учетом российской национальной специфики. Они создали и закрепили в уголовном законодательстве принципы национальной модели отправления правосудия и назначения наказания несовершеннолетним лицам.

Так, А.М. Богдановский много времени уделял осмыслению проблем несовершеннолетних преступников. Именно он ратовал за необходимость деления возраста детей на несколько ступеней и определение в зависимости от этого степени вменяемости субъекта, не достигшего совершеннолетия.

В своем знаменитом труде «Молодые преступники» А.М. Богдановский, в частности, писал: «Издавна принято, как жизнью, так и наукой, различать в первом возрасте человека следующие три ступени: детство, отрочество и юность, заметно отличающиеся друг от друга как по характеру соматического, так и по характеру психического развития» [1, с. 10-11].

Н.С. Таганцев подробно изучал практику правосудия по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия и сформулировал ряд принципиальных вопросов, направленных на формирование гуманных норм законодательства о преступлениях несовершеннолетних. В своих трудах Н.С. Таганцев настаивал на определении возраста безусловной невменяемости, а значит и наказуемости. Ведущим видом наказания для подростков Н.С. Таганцев считал передачу их в исправительные учреждения.

Н.С. Таганцев сравнивал вопрос о достижении возраста, с которого лицо будет способно нести уголовную ответственность, с понятием невменяемости, сводя ее к двум главным типам:
1) невменяемость, которая происходит от ненаступления надлежащего психического развития;
2) невменяемость, которая происходит вследствие утраты лицом уже достигнутого им надлежащего психического развития.

В первой разновидности состояний невменяемости Н.С. Таганцев выделял особую неразвитость, которая зависит от естественных условий развития организма человека, а точнее от его малолетства [2, с. 155].

А.М. Богдановский и Н.С. Таганцев обогатили юридическую науку утверждением о том, что ребенок в большинстве случаев – это всего лишь жертва сложившихся жизненных обстоятельств, в преступника его превращают условия формирования.

По справедливому утверждению А.Э. Дубоносовой, идеи А.М. Богдановского и Н.С. Таганцева представляют собой методологическую основу отечественного законодательства о правонарушителях, не достигших совершеннолетия. Они легли в основу российского правосудия в отношении подростков, создания специального детского суда, системы мероприятий административных властей, земств и городов по обеспечению охраны жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних [3, с. 18].

Не менее важное значение для создания отечественной системы профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, сыграли идеи исправительного воспитания, сформулированные в работах Д.А. Дриля и А.Ф. Кистяковского.

Так, Д.А. Дриль утверждал, что результатов в исправлении и адаптации в общество малолетнего преступника возможно достичь лишь, используя при назначении наказания индивидуальный подход, а также благожелательность, помощь и доверие к хорошим качествам подростка. В своем труде «Малолетние преступники…» (1884 г.) Д.А. Дриль писал о том, что основным педагогическим принципом воспитания и перевоспитания является индивидуализация, а, следовательно, администрация исправительного учреждения обязана производить «тщательное ознакомление» с вновь прибывшими заключенными, с целью отнесения их к той или иной категории (в зависимости от возраста, пола, уровня развития и т.п.) и определения соответствующих средств воздействия. При этом Дмитрий Андреевич особо подчеркивал, что чаще всего подобного рода ознакомление требует наличия периода предварительного наблюдения. Получать свободу заключенные должны постепенно, находясь по выходе из исправительного учреждения какое-то время под наблюдением. Помимо этого, для них необходимо создать надежную систему помощи и покровительства, которая бы оказывала этим, еще до конца не сформировавшимся людям настоящую поддержку в непростых обстоятельствах их новой, свободной жизни [4, с. 532-533].

В свою очередь А.Ф. Кистяковский предлагал не ограничиваться попечительством за преступниками из числа подростков, находящихся в стенах воспитательно-исправительных учреждений, а продолжать его и после выхода последних из приютов. Во время создания научной концепции профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, А.Ф. Кистяковским тщательно анализировался практический опыт деятельности отечественных исправительно-воспитательных заведений, а также аналогичных учреждений во Франции и в Англии. В ходе этого анализа он сопоставлял общие черты и различия в применении воспитательных, карательных, трудовых и прочих методов, которые, по его мнению, способствуют исправлению правонарушителей, не достигших совершеннолетия.

Положенные в основу правовых представлений о детях и подростках принципы, сформированные в отечественной правовой мысли на рубеже 19-20 веков, в последствии явились базисом для построения здания российского правосудия в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Кроме того, они положительным образом повлияли на организацию комплекса мероприятий административных властей городов и земств по обеспечению безопасности детей и подростков.

Анализ источников передовой отечественной юридической мысли конца девятнадцатого-начала двадцатого годов способствует популяризации актуальных для нынешнего дня ювенальных взглядов и идей; позволяет понять основы создания института осуществления правосудия в отношении лиц, не достигших совершеннолетия; помогает разработать практические рекомендации по использованию идей видных российских юристов в современной ювенальной практике, не прибегая при этом к заимствованию из других политико-правовых культур, не приемлемых для отечественной правовой почвы.

Анализ данной юридической литературы позволяет экстраполировать рассмотренный исторический опыт на формирование современной ювенальной юстиции, в том числе на деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (полиции), решающих сегодня во многом схожие задачи по предупреждению безнадзорности, беспризорности, противоправных и антиобщественных деяний лиц, не достигших совершеннолетия. Сходство задач предопределяет и определенное сходство в методах профилактики указанных деяний, апробированных на практике в начале прошлого века и способных принести пользу современным правоохранителям.


Список литературы

  1. Богдановский А.М. Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики. СПб., 1871. – 311 с.
  2. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 1. М., 1994. – 380 с.
  3. Дубоносова А.Э. Развитие идей предупреждения правонарушений несовершеннолетних в правовой мысли России (XIX-начало ХХ вв): автореф. дисс. канд. юр. наук., М., 2008. – 22 с.
  4. Дриль Д. Малолетние преступники. Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. — Москва, Типография А.И. Мамонтова и К°, 1884. – 267 с.