УДК 33

ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПО ДОСУДЕБНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

№12,

Экономические науки

Парамонова Мария Александровна


Научный руководитель: Сазанов О.В., старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.


Ключевые слова: ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ; НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ; ЖАЛОБА; PRE-TRIAL SETTLEMENT; TAX DISPUTES; COMPLAINT.


Аннотация: В данной статье описываются механизмы досудебного урегулирования налоговых споров. Выделены основные преимущества и недостатки разрешения споров вышестоящими налоговыми органами.

Развитие сферы налогообложения и рост количества субъектов налоговых правоотношений привело к увеличению конфликтных ситуаций. Из этого последовала перегрузка судебной системы. Одним из путей решений данной проблемы, стало появление процедуры досудебного урегулирования споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

Главы 19, 20 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривают порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

С 2014 года процесс досудебного урегулирования налоговых споров стал обязательным условием, после вступления в силу изменений в часть 1 НК РФ, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ (речь идет о публикации п. 2 ст. 138 НК России в новой редакции).

Механизм досудебного урегулирования представляет собой составление инициатором документа – претензии и направление его оппоненту.

Существует несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

— Жалоба – обращение лица в налоговый орган с целью обжалования вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействий его должностных лиц, если по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
— Апелляционная жалоба — обращение лица в налоговый орган с цельюобжалования не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Налогового Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. [1]

Согласно нормам пункта 1 статьи 139 и пункта 1 статьи 139.1 Налогового кодекса, жалобу следует подавать в вышестоящий налоговый орган, но через тот налоговый орган, чьи ненормативные акты, действия или бездействия обжалуются. Далее в течение 3-х дней со дня поступления данная налоговая служба обязана направить жалобу в вышестоящую налоговую службу. [2]

В вышестоящую налоговую службы налогоплательщик может подать жалобу в течение одного года со дня, установления им факта нарушения своих прав или когда он должен был об этом узнать.

Исходя из действующего законодательства, налогоплательщик имеет право подать жалобу в налоговую службу, с помощью почты или другими способами, которые позволяют зафиксировать момент отправки.

По факту рассмотрения жалобы, налоговая служба вправе принять такие виды решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;
— отмена ненормативного налогового акта;
— отмена полностью или части решения налоговой службы;
— отмена решения полностью и принятие нового решения по делу;
— признание действия (бездействия) должностных лиц налоговой службы незаконными и вынесение решения по существу. [3]

Показатели досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Республике Татарстан за 2015-2016 гг. [4];[5]

Показатель

2015 год

2016 год

Темп прироста, %

Поступило жалоб, ед. 1271 1315 3,46
Рассмотрено, ед. 1137 1228 8
Оставлено без рассмотрения, ед. 134 127 -5,22
Удельный вес оставленных без рассмотрения жалоб в количестве поступивших жалоб, % 10,54 9,66
Удовлетворены полностью или частично, ед. 379 465 12,14
Удельный вес удовлетворенных жалоб в количестве рассмотренных, % 33,33 36,37

Проанализировав два периода, мы видим, что в 2016 году количество поступивших жалоб составило 1315, что на 3,46% больше, чем в предыдущем периоде. Это говорит нам о том, что с каждым годом процедура досудебного урегулирования налоговых споров становится более популярной.

Анализируя процедуру досудебного урегулирования налоговых споров, можно выделить такие преимущества:

1) данный способ более экономичный, так как не нужно уплачивать государственные пошлины и другие судебные расходы;
2) более простая форма оформления жалобы, не требующая особых знаний и навыков;
3) короткие сроки рассмотрения жалобы;
4) сроки исполнения решения по жалобе очень сжатые.

Тем не менее процедура досудебного урегулирования недостаточно развита и имеет свои минусы:

1) уверенность народа о предвзятости налоговых органов, многие считают, что процедура лишь забирает время;
2) простота процедуры досудебного урегулирования приводит к отсутствию процессуального порядка. [6]

Однако, учитывая, что процедура обязательного досудебного урегулирования еще молода, она претерпевает определенные изменения. Постепенное совершенствование законодательства позволить выйти на новый уровень и значительно упростит процедуру защиты права налогоплательщиков с помощь разрешения споров вышестоящими налоговыми органами.


Список литературы

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018): [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения: 25.03.2018 г.)
  2. Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году: [Электронный ресурс]. URL : http://buhonline24.ru/nal-opt/spory/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov.html (Дата обращения: 25.03.2018 г.)
  3. Сазанов О.В. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах / О.В. Сазанов, Ю.А. Богачева // Экономические аспекты регионального развития: история и современность: сборник VIII всеросс. науч.-практической конф. с междунар. участием. — Елабуга — Екатеринбург. — 2017. — С.175-178.
  4. 1137 жалоб рассмотрено УФНС России по Республике Татарстан в порядке урегулирования налоговых споров: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_fts/5895851/(Дата обращения: 26.03.2018 г.)
  5. Справка о работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn16/related_activities/statistics_and_analytics/appeals_citizens/6421790/ (Дата обращения: 27.03.2018 г.)
  6. Торбунова В.В. Механизм досудебного урегулирования споров: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28882749 (Дата обращения: 28.03.2018 г.)