УДК 004

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

№12,

Технические науки

Зарипова Римма Солтановна (Кандидат технических наук)

Миронов Сергей Павлович (Кандидат физико-математических наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, IT-ОТРАСЛЬ, IT-ТЕХНОЛОГИИ, IT-РЫНОК, IT INDUSTRY, INFORMATION TECHNOLOGY, IT-TECHNOLOGY, IT-MARKET.


Аннотация: Данная статья посвящена современным тенденциям информатизации образования, их целям, а также рассмотрены положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий для обучающихся. Приводятся примеры программ и интернет-ресурсов, помогающих как преподавателям, так и учащимся в процессе обучения.

В XXI веке главную роль играют высокие компьютерные технологии. Одним из важнейших составляющих людей является информатизация и информационные процессы. Изменения, происходящие в мире вместе с развитием инновационных технологий, не могут не коснуться каждой сферы общества. Следовательно, современные тенденции информатизации имеют основное значение на всех ступенях образовательного процесса.

Многовековая практика показывает, что началом решения проблемы образования является профессиональная подготовка преподавателей, так как она является необходимой. Каждый преподаватель должен научиться работать с информационными технологиями, чтобы они совпадали с целями изучения его дисциплины и позволяли гармонично развиваться обучающимся, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Информационные технологии обучения – педагогическая технология, использующая различные средства, программные и технические ресурсы для работы с информацией. Данные технологии можно считать приложениями, которые помогают создавать новые возможности для передачи, восприятия знаний обучающегося и его всестороннего развития. Главной целью информатизации образования является подготовка всех учеников к активности общественной, бытовой и профессиональной областях в условии постиндустриального общества.

Информационные технологии позволяют осуществить в процессе обучения огромную часть возможностей современных ресурсов, что позволяет:
– лучше понимать материал, потому что он становится увлекательным, чем заинтересовывает обучающихся. Его информационная емкость усиливается, становится возможным разностороннее рассмотрение исследуемого предмета или явления. Время на изложение материала сокращается;
– интеллектуально управлять ходом образовательного процесса, чтобы создавать условия для персонального и дифференцированного обучения;
– контролировать знания, навыки, умения для усиления мотивации обучению;
– самостоятельно изучать учебный материал, который помогает повысить уровень интеллекта обучаемого.

Однако все это может иметь и негативные стороны. Перечислим их:
– обучение с помощью информационных технологий сокращает живое общение как между педагогом и учеником, а также между самими обучающимися;
– начинает работать свойственный всем людям принцип экономии своих сил: скачивание или копирование из сети Интернет различных готовых файлов, которое не способствует эффективности в обучении;
– данный процесс обучения не дает возможности озвучивать собственные мысли в слух, что автоматически ориентирует обучающихся на электронные подсказки;
– развитие психологической зависимости от компьютеров, смартфонов и других подобных оборудований.

В настоящий момент в образовательных учреждениях основным средством информационных технологий является персональный компьютер с установленным программным обеспечением. Широкое распространение имеют универсальные прикладные программы, такие как текстовые процессоры, программы для подготовки презентаций, электронные таблицы, органайзеры и похожие программы. Кроме того, в глобальной сети на данный момент имеется более двух миллиардов мультимедийных образовательных документов. Различные интернет-ресурсы, такие как чат и электронная почта, позволяют организовывать совместную работу обучающихся над каким-либо проектом. Облачные хранилища помогают проводить виртуальные учебные занятия в реальном режиме времени.

Участие современных тенденций информатизации в образовательном процессе имеет множество преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, однако этот процесс не может строиться только на их использовании, так как существуют негативные последствия для обучающихся.


Список литературы

  1. Зарипова Р.С. Инновационные аспекты подготовки технических специалистов/ Р.С. Зарипова, Р.Р. Галямов // Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №15. – С.343-346.
  2. Ишмуратов Р.А. Место базовых сред разработки программных приложений как составной части информационных технологий в подготовке инженеров / Р.А. Ишмуратов, Р.С. Зарипова / Решение. – 2017. – Т.1. – С. 38-40.
  3. Ходжаева С.У. Анализ функционирования балльно-рейтинговой системы / С.У. Ходжаева, Р.С. Зарипова / Решение. – 2017. – Т.1. – С. 57-58.
  4. Зарипова Р.С. Использование облачных технологий при обучении студентов / Р.С. Зарипова, О.А. Пырнова // NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.36-37.
  5. Зарипова Р.С. Среды разработки программных приложений как составная часть информационных технологий в подготовке технических специалистов /Р.С. Зарипова, Р.А. Ишмуратов / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.28-29.
  6. Галеев С.Р. Использование возможностей пакета MATHCAD при решении математических задач / С.Р. Галеев, Р.С. Зарипова / Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №8. – С.666-668.
  7. Севастьянова Е.А. Современные информационные технологии в школьном образовании / Е.А. Севастьянова, Е.И. Чернова, Р.И. Эшелиоглу / NovaUm.Ru. – 2018. – №11. – С.43-44.
  8. Ситников С.Ю. Промышленные пакеты прикладных программ в учебном процессе / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников / Вестник КГЭУ. – 2014. – №22. – С.339-345.
  9. Салтанаева Е.А. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу / Аллея науки. – 2018. – Т.1. – №2(18). – С.330-333.
  10. Ситников С.Ю. Компьютерные технологии: применение пакетов прикладных программ при работе студентов естественнонаучных специальностей в учебных лабораториях / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников // Ученые записки ИСГЗ. – 2013. – №1-2(11). – С.171-174.