ПРОЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

№4,

Социологические науки

Скачок Анастасия Васильевна


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА; УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; PROJECT MANAGEMENT; QUALITY MANAGEMENT; QUALITY MANAGEMENT.


Аннотация: В современном мире, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо приложить много усилий для обеспечения оптимальных совмещений устойчивых бизнес-процессов в структурах управления с динамичными и направленными на конечный результат проектными подходами. В условиях рыночной экономики одной из важных проблем для многих компаний является управление различными типами и видами проектов. Результативное управление проектами – это слияние информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой. Именно внедрение системы определяет различие между «хорошим» и «плохим» качеством. Определенную актуальность при управлении проектами в сегодняшние дни финансового кризиса имеет менеджмент качества проектов, т. к. именно качественный продукт способен выиграть конкурентную борьбу.

Менеджмент качества должен обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков), т.е. менеджмент качества – это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.

Потребителям необходима какая-либо продукция или услуга, которая удовлетворяла бы их желаниям и потребностям. В связи с изменчивостью ожиданий потребителя, компании испытывают давление от конкурентной среды. Поэтому для поддержания удовлетворенности потребителя организации обязаны совершенствовать свои процессы. Менеджмент качества, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность руководству и самой организации, что организация способна поставлять продукцию, соответствующую требованиям.

Основными целями управления проектами являются: — отведение определенных процедур по управлению проектом, где производится согласование целей и результатов проектов; -повышение четкости планирования проектов (при помощи применения инструментальных средств календарного планирования); — повышение эффективности работы сотрудников организации по задачам проектов; — повышение результативности взаимодействия подразделений и сотрудников организации; -обеспечение минимизации рисков в реализации проектов; — контроль со стороны руководителя компании исполнения одного или группы проектов, вероятность выявления негативных последствий в реализации проектов и принятия обоснованных решений на ранних стадиях – за счет применения инструментальных средств календарного планирования и финансового анализа; — планирование, выделение и контроль за расходованием денежных средств организации.

Менеджмент качества базируется на нескольких принципах:
1) Ориентация на потребителя. Организация ориентируется на настоящие и будущие желания потребителя.
2) Лидерство руководителя. Так как компания действует в рамках ограниченности положения, то только лидер способен обеспечить цели по максимуму.
3) Привлечение персонала организации. Опора персонала на лидера-залог успеха.
4) Системный подход-учет факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду компании.
5) Улучшение качества процессов, которое подразумевает готовность к произошедшим изменениям в среде.
6) Принятие итоговых решений.

Процесс управления качеством — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих так называемые «входы» в «выходы» процессов. При этом «входами» процесса являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и исполняются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).

«Входами» управления качеством являются: — план управления качеством: — активы организации; — перечень процедур контроля качества; — результаты оценки качества.

«Выходами» процессов контроля качества могут быть: — основной план по качеству управления; — план управления проектом (обновляется в связи с изменениями в плане); — исправление дефектов процесса.

Управление качеством включает в себя некоторые функции в области качества: -установления целей; -установление полномочий и ответственности; — процессы планирования, контроля; — обеспечения качества процессов.

Планирование качества – раскрытие требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения, главными задачами которого являются:

1) Обеспечение максимального соответствия потребностям рынка;
2) Улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции и услуг;
3) Своевременное снятие с производства продукции или прекращение услуги в случае неконкурентоспособности;
4) Реализация мероприятий, обеспечивающих достижение уровня качества;
5) Соблюдение требований и стандартов, технических условий и документации;
6) Увеличение экономической эффективности производства.

Для того, чтобы учесть потребности рынка, следует предпринять ряд последовательных шагов:

1 шаг – разделение потребителей (внешние и внутренние). К потребителям могут относиться не только те, кто расплачивается за товар или услугу клиентов, но и любое звено в цепи реализации.
2 шаг – запросы потребителей, выявление их истинных интересов, так как часто реальные потребности отличаются от заявленных.
3 шаг – разработка характеристик услуг или товара, которые будут удовлетворять потребительские запросы.

Для начала процесса планирования необходимо владеть информацией о содержании (предметной области) проекта, описание продукции (лучше в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), политике проекта в области качества, стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

Рассмотрим методы планирования качества:
– расчетно-аналитический. Основан на разделении выполняемых работ и анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия;
– отчетно-статистический – разработка проектов на основе отчетов, статистики и информации, характеризующей состояние и изменение характеристик подсистем управления;
– экспериментальный (опытный) – проектирование нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения опытов, а также учета опыта менеджеров и других специалистов.
– коллективный – активная роль принадлежит персоналу, который участвует в решении производственных вопросов.

В процессе планирования качества могут применяться следующие инструменты:

— установление желаемого уровня показателей качества проекта по сравнению с соответствующими показателями иных проектов;
— анализ затрат и выгод;
— диаграммы:

• причин-следствий (показывают связь причин с потенциальными и реальными проблемами);
• блок-схемы (показывают, как разные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом);
• эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества (организационно – технические мероприятия по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать определенные мероприятия в области качества с указанием ответственных за выполнение, сроков выполнения, бюджета, критериев оценки.

В план качества должны входить описания процедур проведения мероприятий, список итоговых показателей по всем работам и видам продукции. Также в план качества могут входить проверочные листы отдельных трудных процессов, предусматривающие выполнение определенных шагов процедур и процессов.

Гарантия качества подразумевает постоянную проверку хода реализации проекта с целью установления соответствия требований к качеству. Этот процесс исходит из плана качества, проверочных листов и документации по качеству, в том числе данных о качестве, которые получают в результате контроля и осуществляется путем проверок с последующей оценкой качества и распознанием статуса контроля и испытаний (также называют операционным контролем). Статус контроля и испытаний является базой улучшения качества проекта и его продукции. Для этого необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества является одной из основных функций в процессе управления качеством.

Что же такое контроль качества? Контроль качества – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Цель контроля качества – гарантировать, что продукция или услуга соответствуют конкретным требованиям и являются надежными в финансовом отношении.

Контроль качества осуществляется с применением следующего инструментария:

— проверочных листов;
— контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса;
— диаграмм.

Контроль качества может завершиться следующими решениями:

— принятием продукции;
— улучшением качества;
— выявлением брака и устранением несоответствующей продукции;
— переработкой продукции с дальнейшим использованием с учетом контроля и испытаний;
— исправлением процедур.

Управление качеством проекта требует в себе системного подхода, реализация которого в нынешней практике осуществляется в виде создания систем менеджмента качества, представляющих собой объединение методов и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).

В некоторых случаях имеет смысл привлекать специализированные фирмы для разработки и внедрения таких систем менеджмента качества. В управлении отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом главные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное согласие, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества.

Разработанная система должна правильно функционировать: деятельность и процессы предприятия должны соответствовать разработанным документам. Немаловажным является повышение квалификации работников и переподготовка по необходимым направлениям. Персонал должен четко знать функции своего подразделения и методы их управления, также знать специфику других предприятий, а руководство уметь правильно определять политику в области качества и осуществлять ее планирование с учетом внешних и внутренних факторов.

Качество является одним из главных управляемых параметров проекта наравне со временем, ресурсами, стоимостью. Обеспечение качества проекта является основой на всем протяжении жизненного цикла проекта.


Список литературы

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. // – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Богатырев А.А. Стандартизация статистических методов управления качеством. // – М.: Изд. Стандартов. 2005.
  3. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. // – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  4. Мазур И.И. Управление проектами: Справочное пособие. // – М.: «Высшая школа», 2004.
  5. Окрепилов В.В. Управление качеством. // – М.: Экономика. 2007.
  6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Учебник для вузов. // – СПб: «ДваТрИ», 2003.