ПРОЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
№4,
Социологические науки
Скачок Анастасия Васильевна
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА; УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; PROJECT MANAGEMENT; QUALITY MANAGEMENT; QUALITY MANAGEMENT.
Менеджмент качества должен обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков), т.е. менеджмент качества – это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.
Потребителям необходима какая-либо продукция или услуга, которая удовлетворяла бы их желаниям и потребностям. В связи с изменчивостью ожиданий потребителя, компании испытывают давление от конкурентной среды. Поэтому для поддержания удовлетворенности потребителя организации обязаны совершенствовать свои процессы. Менеджмент качества, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность руководству и самой организации, что организация способна поставлять продукцию, соответствующую требованиям.
Основными целями управления проектами являются: — отведение определенных процедур по управлению проектом, где производится согласование целей и результатов проектов; -повышение четкости планирования проектов (при помощи применения инструментальных средств календарного планирования); — повышение эффективности работы сотрудников организации по задачам проектов; — повышение результативности взаимодействия подразделений и сотрудников организации; -обеспечение минимизации рисков в реализации проектов; — контроль со стороны руководителя компании исполнения одного или группы проектов, вероятность выявления негативных последствий в реализации проектов и принятия обоснованных решений на ранних стадиях – за счет применения инструментальных средств календарного планирования и финансового анализа; — планирование, выделение и контроль за расходованием денежных средств организации.
Менеджмент качества базируется на нескольких принципах:
1) Ориентация на потребителя. Организация ориентируется на настоящие и будущие желания потребителя.
2) Лидерство руководителя. Так как компания действует в рамках ограниченности положения, то только лидер способен обеспечить цели по максимуму.
3) Привлечение персонала организации. Опора персонала на лидера-залог успеха.
4) Системный подход-учет факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду компании.
5) Улучшение качества процессов, которое подразумевает готовность к произошедшим изменениям в среде.
6) Принятие итоговых решений.
Процесс управления качеством — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих так называемые «входы» в «выходы» процессов. При этом «входами» процесса являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и исполняются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).
«Входами» управления качеством являются: — план управления качеством: — активы организации; — перечень процедур контроля качества; — результаты оценки качества.
«Выходами» процессов контроля качества могут быть: — основной план по качеству управления; — план управления проектом (обновляется в связи с изменениями в плане); — исправление дефектов процесса.
Управление качеством включает в себя некоторые функции в области качества: -установления целей; -установление полномочий и ответственности; — процессы планирования, контроля; — обеспечения качества процессов.
Планирование качества – раскрытие требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения, главными задачами которого являются:
1) Обеспечение максимального соответствия потребностям рынка;
2) Улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции и услуг;
3) Своевременное снятие с производства продукции или прекращение услуги в случае неконкурентоспособности;
4) Реализация мероприятий, обеспечивающих достижение уровня качества;
5) Соблюдение требований и стандартов, технических условий и документации;
6) Увеличение экономической эффективности производства.
Для того, чтобы учесть потребности рынка, следует предпринять ряд последовательных шагов:
1 шаг – разделение потребителей (внешние и внутренние). К потребителям могут относиться не только те, кто расплачивается за товар или услугу клиентов, но и любое звено в цепи реализации.
2 шаг – запросы потребителей, выявление их истинных интересов, так как часто реальные потребности отличаются от заявленных.
3 шаг – разработка характеристик услуг или товара, которые будут удовлетворять потребительские запросы.
Для начала процесса планирования необходимо владеть информацией о содержании (предметной области) проекта, описание продукции (лучше в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), политике проекта в области качества, стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.
Рассмотрим методы планирования качества:
– расчетно-аналитический. Основан на разделении выполняемых работ и анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия;
– отчетно-статистический – разработка проектов на основе отчетов, статистики и информации, характеризующей состояние и изменение характеристик подсистем управления;
– экспериментальный (опытный) – проектирование нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения опытов, а также учета опыта менеджеров и других специалистов.
– коллективный – активная роль принадлежит персоналу, который участвует в решении производственных вопросов.
В процессе планирования качества могут применяться следующие инструменты:
— установление желаемого уровня показателей качества проекта по сравнению с соответствующими показателями иных проектов;
— анализ затрат и выгод;
— диаграммы:
• причин-следствий (показывают связь причин с потенциальными и реальными проблемами);
• блок-схемы (показывают, как разные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом);
• эксперименты.
В результате планирования качества появляется план качества (организационно – технические мероприятия по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать определенные мероприятия в области качества с указанием ответственных за выполнение, сроков выполнения, бюджета, критериев оценки.
В план качества должны входить описания процедур проведения мероприятий, список итоговых показателей по всем работам и видам продукции. Также в план качества могут входить проверочные листы отдельных трудных процессов, предусматривающие выполнение определенных шагов процедур и процессов.
Гарантия качества подразумевает постоянную проверку хода реализации проекта с целью установления соответствия требований к качеству. Этот процесс исходит из плана качества, проверочных листов и документации по качеству, в том числе данных о качестве, которые получают в результате контроля и осуществляется путем проверок с последующей оценкой качества и распознанием статуса контроля и испытаний (также называют операционным контролем). Статус контроля и испытаний является базой улучшения качества проекта и его продукции. Для этого необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества является одной из основных функций в процессе управления качеством.
Что же такое контроль качества? Контроль качества – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.
Цель контроля качества – гарантировать, что продукция или услуга соответствуют конкретным требованиям и являются надежными в финансовом отношении.
Контроль качества осуществляется с применением следующего инструментария:
— проверочных листов;
— контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса;
— диаграмм.
Контроль качества может завершиться следующими решениями:
— принятием продукции;
— улучшением качества;
— выявлением брака и устранением несоответствующей продукции;
— переработкой продукции с дальнейшим использованием с учетом контроля и испытаний;
— исправлением процедур.
Управление качеством проекта требует в себе системного подхода, реализация которого в нынешней практике осуществляется в виде создания систем менеджмента качества, представляющих собой объединение методов и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).
В некоторых случаях имеет смысл привлекать специализированные фирмы для разработки и внедрения таких систем менеджмента качества. В управлении отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом главные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное согласие, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества.
Разработанная система должна правильно функционировать: деятельность и процессы предприятия должны соответствовать разработанным документам. Немаловажным является повышение квалификации работников и переподготовка по необходимым направлениям. Персонал должен четко знать функции своего подразделения и методы их управления, также знать специфику других предприятий, а руководство уметь правильно определять политику в области качества и осуществлять ее планирование с учетом внешних и внутренних факторов.
Качество является одним из главных управляемых параметров проекта наравне со временем, ресурсами, стоимостью. Обеспечение качества проекта является основой на всем протяжении жизненного цикла проекта.
Список литературы
- Аристов О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. // – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.: ил. – (Высшее образование).
- Богатырев А.А. Стандартизация статистических методов управления качеством. // – М.: Изд. Стандартов. 2005.
- Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. // – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
- Мазур И.И. Управление проектами: Справочное пособие. // – М.: «Высшая школа», 2004.
- Окрепилов В.В. Управление качеством. // – М.: Экономика. 2007.
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Учебник для вузов. // – СПб: «ДваТрИ», 2003.