ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

№1,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ; ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ; STATE; THE NOTION THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY; ELEMENTS OF THE POLITICAL SYSTEM; SIGNS OF THE POLITICAL SYSTEM.


Аннотация: В данной статье рассматривается понятие политической системы общества. Автор анализирует подходы ряда ученых и политиков к определению данного понятия, в заключении формулируя собственное, соответствующее сложившейся правовой действительности и современным подходам определение понятия политической системы общества.

Человеческая цивилизация постоянно находится в процессе изменений, которые осуществляются под воздействием всевозможных факторов. Происходит усложнение общественных связей между людьми, возникают абсолютно новые потребности и соответствующе им виды деятельности, которые способствуют их удовлетворению. Именно поэтому остаётся актуален вопрос о том, каким образом общество адаптируется к постоянно изменяющимся условиям существования. Способность всего человеческого общества реагировать на потребности индивидов, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни обеспечивается политической системой общества.

«Политическая система общества — это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.» [1, с. 46]

Главными элементами политической системы являются:
а) государство;
б) органы местного самоуправления;
в) негосударственные структуры.

Политическая система общества постоянно развивается и модифицируется в сложную системную связь вместе с формированием государства. Этот процесс постоянен. Также нужно заметить, что власть распространяет своё влияние настолько, насколько ей позволено это сделать со стороны общества.

Как совокупность власти и политических взаимоотношений политическая система начинает своё формирование в обществе с образованием государства, появлением классов и частной собственности. Само понятие политической системы в то время не применялось, однако ещё древнегреческий философ — Аристотель (384—322 до н. э.) воспринимал политику как особо сложную систему взаимосвязанных элементов, в которую входят такие элементы, как образ и тип правления государством, экономика, право и его взаимосвязь с моралью.

Термин «политическая система» был внедрен в 50 — 60-е года ХХ века. До этого момента, чтобы описать властные отношения, применялись такие термины, как «тип правления» и «система правления». И всё-таки, процессы развития общества позволили прийти к тому, что гражданин стал не просто подчиняться государству, но и влиять на него, создавая различные партии, движения и иные организации. Таким образом власть прекратила своё существование в виде лишь только государственной монополии, она приняла достаточно сложный вид.

Русский философ В.В. Лазарев определяет политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения. [2, с. 40]

В науке существует большое множество разнообразных истолкований понятия политической системы. Это объясняется тем, что разные исследователи выбирают различные критерии для характеристики данного понятия. Однако можно выделить несколько основных признаков политической системы:
1) существование достаточно тесной связи между политической системой и государственной властью, связанной с борьбой за государственную власть и её реализацию;
2) возможность выражение политических интересов всевозможных классов, социальных слоев и групп;
3) присутствие организационных форм для выражения политических интересов;
4) возможность урегулирования взаимоотношений между институтами политической системы правовым воздействием, политическими нормами, а также традициями.

С учётом всех приведённых признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, формулирующих политические интересы разных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Также в науке существует несколько теорий политической системы, относящихся к основным.
Теория Т. Парсонса. Данная теория состоит в том, что общество существует во взаимодействии четырёх подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из данных подсистем реализует установленные ей функции. Все вместе они обеспечивают возможность существования единого общества:
1) экономическая подсистема отвечает за осуществление нужд людей в потребительских товарах.
2) политическая подсистема занимается поиском общественных интересов, мобилизуя определённую часть ресурсов на их достижение.
3) социальная подсистема борется за сохранение устоявшегося образа жизни; передачу новым членам общества норм и правил, а также ценностей, которые являются важнейшими факторами мотивации их поведения в обществе.
4) духовная подсистема выполняет функцию сплочения общества, определяет и сберегает взаимоотношения между её элементами на основе солидарности.

Теория Д. Истона. Данная теория считается одной из наиболее детально проработанных. Она рассматривает политическую систему как устройство создания и функционирования власти в обществе относительно распределения общественных ресурсов и ценностей. Системный подход к проблеме дал возможность наиболее внятно определить место политики в жизни общества, а также механизм социальных трансформаций в нём. Политика является относительно самостоятельной сферой, главным смыслом которой является распределение ресурсов и побуждение к принятию данного распределения со стороны индивидов и групп. Политическая система, находясь в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, формирует ответные реакции на поступающие в её сторону импульсы. Относительно данного положения Д. Истон довольно ясно установил границы политической системы, употребив понятия «вход» и «выход». [3, с. 19]

На «входе» Д. Истон выделяет два главных элемента: требования и поддержку. Требования — это абсолютно любые обращения к структурам власти относительно распределения ценностей и ресурсов в обществе.

Д. Истон выделил три существенных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержку он рассматривал как достаточно лояльное отношение общества к политической системе. Поддержка даёт возможность обеспечить устойчивость функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на поступающие в её сторону импульсы из внешней среды, преобразует требования и поддержку в решения и действия на “выходе”.

Политические решения представлены в форме принятия новых законов, регламентов и постановлений. Политические действия выражаются в виде разнообразных мер по урегулированию и разрешению важнейших вопросов в жизни общества. Таким образом, в данном отношении политическая система проявляет активное влияние относительно других подсистем общества. Д. Истон видел смысл политической системы в учёте взаимодействия со средой, окружающей её. Сущность системного анализа политической жизни заключалась, по его мнению, в обнаружении возможных способов поддержания равновесия с окружающей средой. Что касалось назначения политической системы, то оно заключалось в устранении социальных различий в обществе, а также преодолении политических конфликтов и вражды.

Теория Г. Алмонда. Данная теория характеризует политическую систему как способность реализовывать в обществе реформы, при одновременной поддержки стабильности в нём, с одной стороны, и как совокупность взаимозависимых между собой элементов, при условии, что каждый элемент (государство, партии, общественные организации) исполняет достаточно важные функции для всей системы в целом, с другой стороны.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл, занимаясь сравнительным анализом различных политических систем, решили перейти к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Тем самым они отстранились от исследования формальных институтов. Отталкиваясь от этого, политологи определили политическую систему совокупностью ролей и их взаимосвязанных действий, которые осуществляются не только институтами правительства, но и остальными структурами общества касательно политических вопросов.

Кибернетическая теория К. Дойча. Немецкий социолог и политолог Карл Дойч политическую систему рассматривал как кибернетическую (от греч. kybernetike — искусство управления). В ней, по его мнению, политика воспринималась как процесс управления и сосредоточения всех усилий людей для достижения поставленных целей. Формулирование и коррекция целей реализовывается политической системой на основе имеющейся информации, гласящей о положении общества, а также его отношения к поставленным целям. Политическая система может по-разному функционировать в зависимости от достоверности постоянного потока информации, которая поступает к ней из внешней среды, и осведомлённости о её собственном движении.

Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что политическая система общества — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Главным предназначением данного многомерного образования выступает обеспечение целостности и единства людской деятельности в политике. Политическая система выступает в роли одной из частей взаимосвязанной общественной системы. Она тесно взаимодействует с иными её подсистемами, образующими её общественное окружение и ресурсы, наравне с природным окружением и ресурсами, и даже внешнеполитическим окружением.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления типом государства (монархия, республика), характером политического режима (деспотического, тоталитарного, демократического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционального, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характера политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.). [4, с. 22]

Политическая система присутствует в политическом пространстве любого общества, имеющего территориальное измерение и функциональное общество, которое определяется сферой влияния политической системы и составляющих её частей на различных уровнях политической организации. В абсолютно любом обществе его политическая система и присущие ей политические идеи не могут существовать отдельно друг от друга, как что-то обособленное и предложенное извне. Являющаяся совокупностью важнейших политических институтов, завязывающаяся и функционирующая на основе обусловленных политических мыслей, политическая система тех или иных обществ и надлежащие ей идеи взаимодействуют друг с другом непрерывно, они проявляют непрерывное влияние, и тем самым предполагают друг друга.

Подводя итог всему изложенному выше, следует отметить, что политическая система — это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.


Список литературы

  1. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебное пособие / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2005. — 250 с.
  2. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
  3. Курьянов, М. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / М. А. Курьянов, М. Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 80 с.
  4. Кравченко, И. И. Бытие политики / И. И. Кравченко. — М., 2001. — 260 с.