УДК 338.465

ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№12,

Экономические науки

Каимова Ирина Викторовна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА; ПОТРЕБИТЕЛЬ; CUSTOMS; CUSTOMS SERVICE; QUALITY STANDARDS; CUSTOMER.


Аннотация: Актуализирована проблема предоставления таможенных услуг на принципах TQM. Проанализирован вопрос организации таможенной деятельности на качественно новом уровне — на уровне сервисного обслуживания. Рассмотрены результаты сертификации деятельности Приволжского таможенного управления ФТС России.

Сегодня внимание к проблеме эффективного государственного управления обусловлено реализацией широкомасштабной административной реформы [1]. Следует отметить, что в основу концепции данной государственной реформы, а также процессов управлению деятельностью государственных органов исполнительной власти сегодня, положены принципы и инструменты TQM (Total Quality Management – «Принципы всеобщего менеджмента качества» У.Э. Деминга).

Федеральная таможенная служба России ориентирована на внедрение в свою деятельность «перспективных технологий с целью повышения эффективности функционирования и качества услуг, предоставляемых конечному потребителю. Одним из инструментов реализации таких технологий наряду с информационными технологиями и административными регламентами стала система менеджмента качества»[2] деятельности таможенных органов.

Традиционные для таможенного дела РФ процессы регулирования и таможенного администрирования структурируются и организуются на качественно новом уровне — на уровне сервисного обслуживания. Главной задачей мероприятий, проводимых в рамках комплексной программы, должна стать клиентоориентированность [3] должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, с одновременным повышением уровня добросовестности участников ВЭД, основанного на добровольном соблюдении таможенных правил. Так, с 2013 года таможенными органами РФ осуществляется субъектно-ориентированное категорирование импортеров. Кроме того, анализируя процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – участников ВЭД) как взаимовыгодный и ответственный, при Общественном совете при ФТС России в декабре 2017 года подписана Хартия добросовестных участников ВЭД.

Базовыми принципами системы менеджмента качества являются: ориентация на потребителя и установление взаимовыгодных отношений с поставщиками. Удовлетворение запросов и ожиданий государства (граждан), участников ВЭД и таможенных органов РФ является основным условием при внедрении системы менеджмента качества.

На современном этапе «осуществляющаяся интеграция России в международную систему мирохозяйственных связей, членства во Всемирной торговой организации, обязывают осваивать международные стандарты управления и международные правила таможенного администрирования. Возникла «объективная необходимость в изменении философии, идеологии и целеполагания в управлении таможенной деятельностью, освоении комплексного подхода к процессам управления, создании норм и эффективных систем управления по критериям качества результатов труда» [4].

Проблема поддержания и обеспечения качества деятельности таможенных органов является актуальной. В связи с функционированием новой экономической интеграционной модели — Евразийского экономического союза — качеству таможенного регулирования внешней торговли уделяется все большее внимание. «Освоение требований стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» становится одним из инструментов полного перехода таможенной службы на работу в новых условиях»[5].

Анализ требований, представленных в международных стандартах ИСО серии 9000, показывает необходимость их конкретизации с учетом специфических задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации сегодня. Основные задачи, решаемые при внедрении системы менеджмента качества в органах государственного управления, в том числе, в деятельность таможенных органов Российской Федерации: создание системы, которая способна к изменениям, совершенствованию и саморазвитию; формирование системы государственного управления, ориентированной на участников ВЭД и иные организации, являющиеся заказчиками/потребителями таможенных услуг. Современная система государственного управления в Российской Федерации имеет изначально заложенные механизмы оценки своей результативности; реализация принципов открытости и прозрачности, в том числе, противодействие коррупции и снижение коррупциогенных факторов путем внедрения современных таможенных технологий, в также повышения качества «таможенного» персонала.

Реализация государственных услуг осуществляется на основе административных регламентов по предоставлению государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. Сегодня таможенными органами реализуется тринадцать административных регламентов по предоставлению государственных таможенных услуг, имеющих типовую структуру, а также требования к результатам таможенной деятельности.

Основным результатом реализации требований, заложенных в стандарте ИСО серии 9001-2008, является удовлетворение потребностей сторон, заинтересованных в деятельности таможенных органов. Прежде всего, это государство (граждане) и российские и иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели, ведущие свой бизнес в сфере ВЭД. Все это говорит о пригодности созданной системы менеджмента качества и возможности ее применения для государственных организаций. Результаты внутренних аудитов подтверждают её достаточность. Так, успешное прохождение сертификационного аудита СМК Приволжским таможенным управлением ФТС России на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и получение соответствующих сертификатов.

Сертификаты, полученные данным региональным таможенным управлением, подтверждаю, что СМК по осуществлению таможенной деятельности, полностью соответствуют требованиям отечественных и международных стандартов. Это уникальный результат не только для таможенных органов, но и для системы федеральных органов государственной власти. Миссия Приволжского таможенного управления ФТС России: «Организация качественного и эффективного управления деятельностью подчиненных таможенных органов, направленное на повышение скорости совершения таможенных операций, снижение непроизводительных издержек участников ВЭД, своевременное и полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет, создание благоприятных условий для устойчивого развития промышленного производства и внешней торговли в Приволжском федеральном округе».

В результате проведенного анализа была сформирована приведенная ниже сводная таблица 1, отражающая особенности реализации принципов ИСО 9000 в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Таблица 1

Реализация принципов ИСО 9000-2005[6] в деятельности таможенных органов Российской Федерации

п\п

Принципы менеджмента качества[6]

Содержание принципа в соответствии с

ИСО 9000-2005

Особенности реализации принципа ИСО 9000-2005 в деятельности таможенных органов РФ

1 Ориентация на потребителя Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания Наиболее полное удовлетворение запросов со стороны участников ВЭД и государства; формирование «сервисной таможни»;

регламентация и стандартизация государственных таможенных услуг

2 Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Реализация положений Концепции административной реформы в РФ, в части требований к руководителю;

требования к «эффективному менеджеру».

3 Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Повышение эффективности работы таможенных органов, всестороннее развитие личности должностных лиц таможенных органов, придание системности и комплексности административного, экономического и социально-психологического воздействия на должностных лиц таможенных органов.
4 Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и

соответствующими ресурсами управляют как процессом

Развитие таможенной службы рассматривается по десяти взаимосвязанным направлениям развития, соответствующим целевым установкам и приоритетам таможенной политики.
5 Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эффективности организации при достижении её целей. Соответствие целей ФТС РФ целям социально-экономического развития РФ; формирование нормативной и методической базы повышения качества реализации государственных функций и предоставления государственных услуг.
6 Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Деятельность ФТС РФ в соответствии с мероприятиями Комплексной программы развития ФТС России, Стратегией развития таможенных органов РФ
7 Принятие решений, основанное на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации Реализация системного мышления руководителей таможенных органов при анализе данных и последующем принятии адекватных системных решений
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Реализация положений Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг; реализация концепции «электронного правительства»

Таким образом, сертификация и унификация процесса предоставления таможенных услуг и таможенного администрирования в целом, на со­ответствие стандарту ИСО серии 9000 означает, что поставщик государственных услуг в таможенной сфере (ФТС России, таможенный орган, таможенный институт, таможенный персонал) способен создавать и предоставлять услугу с заявленным качеством участнику ВЭД и государству. Необходима постоянная работа поставщика таможенных услуг в условиях ТQМ, что позволит минимизировать риски, конфликтные ситуации между поставщиком и потребителем услуг в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Сертификация таможенного органа на соответствие стандартам ИСО серии 9000 создает доверие потребителя таможенных услуг к процессу создания, предоставления услуги, а также уверенность в том, что потребитель в лице участника ВЭД получит продукт/услугу должного качества. Деятельность таможенного органа по международным стандартам способствует снижению затрат, улучшению качества и сокращению сроков предоставления услуги потребителю.


Список литературы

  1. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [Электронный ресурс]. — URL: http://fcp.economy.gov.ru (Дата обращения: 02.03.2018).
  2. Александров Д.Л. Обеспечение качества таможенных услуг: опыт внедрения системы менеджмента качества // Сертификация. — 2012. — №3. – С. 19-22.
  3. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» // Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года.
  4. Рожкова Ю.В. Управление качеством таможенной деятельности // Вестник ОГУ. — 2013. — №8 (157). – С. 54-58.
  5. Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России: монография / А.Я.Черныш, В.И. Голоскоков и др./под общ.ред. С.В. Барамзина. М.: Издательство РТА, — 2012. — 308с.
  6. Системы менеджмента качества: Основные положения и словарь. ISO 9000:2005, IDT (официальное издание). – М.: Стандартинформ, — 2012.