УДК 339.137.2

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

№12,

Экономические науки

Конышев Иван Сергеевич
Решетова Юлия Павловна


Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ; УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ; УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ; COMPETITIVENESS; SCIENTIFIC APPROACHES; MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS; CULTURAL INSTITUTIONS.


Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособностью. Изучены базовые и инновационные подходы к управлению конкурентоспособностью организации. Определены научные подходы, применимые в учреждениях культуры.

В современных условиях развития и функционирования рыночной экономики в стране конкурентоспособность организации выходит на первый план. Эффективность управления конкурентоспособностью организации в большей мере определяется применением широкого спектра научных подходов и методов управления, а также обоснованностью их использования.

Конкурентоспособность компании, учреждения, фирмы – это совокупность свойств, отличающих ее от иных хозяйствующих субъектов наиболее высокой степенью удовлетворения потребителей своими услугами (продуктами, товарами), эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, перспективой в экономическом развитии в процессе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности [2].

Управление конкурентоспособностью организации – это целенаправленный процесс, предполагающий постоянное обновление и развитие конкурентных преимуществ организации с учетом влияния внешних и внутренних факторов окружающей среды [3].

Анализируя научные труды Лифиц И. М., Мокроносова А. Г., Фатхутдинова Р. А. и других ученых, занимающихся вопросами управления, рассмотрим актуальные в современном мире научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации, таблица 1.

Таблица 1

Научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации [4]

Наименование научного подхода

Характеристика

1. Системный подход Изучение объектов как систем. Сущность управления конкурентоспособностью рассматривается как совокупность понятий: организация управления, процесс управления и информация
2. Функциональный подход Повышение конкурентоспособности организации в ходе четкого распределения функций среди подразделений и их исполнение конкретными сотрудниками
3.Процессный подход Формирует взаимосвязь всех функций управления конкурентоспособностью
4. Комплексный подход Управление конкурентоспособностью организации за счет учета технологических, социально-экономических, организационных и психологических аспектов управления
5. Инновационный подход Формирование конкурентной позиции за счет развития инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей организации
6.Глобальный подход Решение большинства проблем управления конкурентоспособностью должно соответствовать требованиям системности, логичности и комплексности в рамках мирового уровня
7. Ситуационный подход Рассматривает применение различных методов управления конкурентоспособностью руководствуясь конкретной ситуацией
8. Структурный подход Заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.
9. Нормативный подход Целью является установление нормативов конкурентоспособности.
10. Маркетинговый подход Повышение конкурентных преимуществ за счет ориентации на потребителя (анализ рынка потребителей, анализ предпочтений, повышение качества услуг и т.д.)
11. Виртуальный подход Использование Интернет-ресурсов, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур для передачи информации в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами в современных условиях становится конкурентным преимуществом

Система управления конкурентоспособностью разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы конкурентоспособности должны соответствовать задачам и целям конкурентоспособности.

Рассмотрим аспекты управления конкурентоспособностью на примере муниципального автономного учреждения культуры «Центральный парк культуры и отдыха». В данной организации целесообразно использовать следующие из вышеперечисленных подходов:

1) Системный подход. Учреждение рассматривается как единая система взаимосвязанных элементов, имеющая цель, ресурсы, устойчивые связи с внешней средой и эффективное обратное взаимодействие. Система управления конкурентоспособностью муниципального учреждения культуры может состоять из следующих элементов:


Рис.1.Система управления конкурентоспособностью учреждения культуры

2) Функциональный подход. Деятельность учреждения представляется как набор функций, которые распределяются среди подразделений и исполняются конкретными сотрудниками.


Рис.2. Функциональный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры

Четкое разделение МАУК «ЦПКиО» на функциональные отделы становится значительным плюсом в управлении конкурентоспособностью учреждения. Установленные функции качественно, без отвлечения выполняются персоналом.

3) Процессный подход. Подразделения и работники, задействованные в одном процессе, имеют право лично контролировать работу в рамках процесса и самостоятельно решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководителя.


Рис.3. Процессный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры

Процессный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры – это способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений, участвующих в организации и реализации услуг (товаров) с целью удовлетворения определенных потребностей и запросов общества при минимальном расходовании всех видов ресурсов и средств.

В заключении проделанной работы можно сказать, что система управления конкурентоспособностью разрабатывается с учетом конкретной деятельности учреждения и обеспечивает возможность достижения поставленных целей организации. Применение базовых научных подходов к управлению конкурентоспособностью МАУК «ЦПКиО» приведут к четкому и стабильному функционированию учреждения. Однако, в современных условиях быстрого развития технологий, стоит обратить внимание на применение принципиально новых управленческих подходов, учитывая требования в рамках мирового уровня. Развитие инновационных технологий позволит повысить конкурентные преимущества учреждения в условиях современных рыночных отношений.


Список литературы

  1. Аренков И. А., Салихова Я. Ю., Гаврилова М. А. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnyy-potentsial-predpriyatiya-model-i-strategii-razvitiya (дата обращения: 06.02.2018).
  2. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 437 с.
  3. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
  4. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2015. – 544 с.