УДК 339.137.2
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
№12,
Экономические науки
Конышев Иван Сергеевич
Решетова Юлия Павловна
Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ; УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ; УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ; COMPETITIVENESS; SCIENTIFIC APPROACHES; MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS; CULTURAL INSTITUTIONS.
В современных условиях развития и функционирования рыночной экономики в стране конкурентоспособность организации выходит на первый план. Эффективность управления конкурентоспособностью организации в большей мере определяется применением широкого спектра научных подходов и методов управления, а также обоснованностью их использования.
Конкурентоспособность компании, учреждения, фирмы – это совокупность свойств, отличающих ее от иных хозяйствующих субъектов наиболее высокой степенью удовлетворения потребителей своими услугами (продуктами, товарами), эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, перспективой в экономическом развитии в процессе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности [2].
Управление конкурентоспособностью организации – это целенаправленный процесс, предполагающий постоянное обновление и развитие конкурентных преимуществ организации с учетом влияния внешних и внутренних факторов окружающей среды [3].
Анализируя научные труды Лифиц И. М., Мокроносова А. Г., Фатхутдинова Р. А. и других ученых, занимающихся вопросами управления, рассмотрим актуальные в современном мире научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации, таблица 1.
Таблица 1
Научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации [4]
Наименование научного подхода |
Характеристика |
1. Системный подход | Изучение объектов как систем. Сущность управления конкурентоспособностью рассматривается как совокупность понятий: организация управления, процесс управления и информация |
2. Функциональный подход | Повышение конкурентоспособности организации в ходе четкого распределения функций среди подразделений и их исполнение конкретными сотрудниками |
3.Процессный подход | Формирует взаимосвязь всех функций управления конкурентоспособностью |
4. Комплексный подход | Управление конкурентоспособностью организации за счет учета технологических, социально-экономических, организационных и психологических аспектов управления |
5. Инновационный подход | Формирование конкурентной позиции за счет развития инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей организации |
6.Глобальный подход | Решение большинства проблем управления конкурентоспособностью должно соответствовать требованиям системности, логичности и комплексности в рамках мирового уровня |
7. Ситуационный подход | Рассматривает применение различных методов управления конкурентоспособностью руководствуясь конкретной ситуацией |
8. Структурный подход | Заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. |
9. Нормативный подход | Целью является установление нормативов конкурентоспособности. |
10. Маркетинговый подход | Повышение конкурентных преимуществ за счет ориентации на потребителя (анализ рынка потребителей, анализ предпочтений, повышение качества услуг и т.д.) |
11. Виртуальный подход | Использование Интернет-ресурсов, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур для передачи информации в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами в современных условиях становится конкурентным преимуществом |
Система управления конкурентоспособностью разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы конкурентоспособности должны соответствовать задачам и целям конкурентоспособности.
Рассмотрим аспекты управления конкурентоспособностью на примере муниципального автономного учреждения культуры «Центральный парк культуры и отдыха». В данной организации целесообразно использовать следующие из вышеперечисленных подходов:
1) Системный подход. Учреждение рассматривается как единая система взаимосвязанных элементов, имеющая цель, ресурсы, устойчивые связи с внешней средой и эффективное обратное взаимодействие. Система управления конкурентоспособностью муниципального учреждения культуры может состоять из следующих элементов:
Рис.1.Система управления конкурентоспособностью учреждения культуры
2) Функциональный подход. Деятельность учреждения представляется как набор функций, которые распределяются среди подразделений и исполняются конкретными сотрудниками.
Рис.2. Функциональный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры
Четкое разделение МАУК «ЦПКиО» на функциональные отделы становится значительным плюсом в управлении конкурентоспособностью учреждения. Установленные функции качественно, без отвлечения выполняются персоналом.
3) Процессный подход. Подразделения и работники, задействованные в одном процессе, имеют право лично контролировать работу в рамках процесса и самостоятельно решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководителя.
Рис.3. Процессный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры
Процессный подход к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры – это способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений, участвующих в организации и реализации услуг (товаров) с целью удовлетворения определенных потребностей и запросов общества при минимальном расходовании всех видов ресурсов и средств.
В заключении проделанной работы можно сказать, что система управления конкурентоспособностью разрабатывается с учетом конкретной деятельности учреждения и обеспечивает возможность достижения поставленных целей организации. Применение базовых научных подходов к управлению конкурентоспособностью МАУК «ЦПКиО» приведут к четкому и стабильному функционированию учреждения. Однако, в современных условиях быстрого развития технологий, стоит обратить внимание на применение принципиально новых управленческих подходов, учитывая требования в рамках мирового уровня. Развитие инновационных технологий позволит повысить конкурентные преимущества учреждения в условиях современных рыночных отношений.
Список литературы
- Аренков И. А., Салихова Я. Ю., Гаврилова М. А. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnyy-potentsial-predpriyatiya-model-i-strategii-razvitiya (дата обращения: 06.02.2018).
- Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 437 с.
- Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2015. – 544 с.