УДК 33
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
№12,
Экономические науки
Хатипова Земфира Фаритовна
Ключевые слова: ТАМОЖНЯ; НОВОВВЕДЕНИЯ; ДЕКЛАРИРОВАНИЕ; КАЧЕСТВО; CUSTOMS; INNOVATIONS; DECLARING; QUALITY.
В настоящее время основными критериями функционирования таможенных органов Российской Федерации выступают внедрение и применение новейших таможенных технологий. Электронное декларирование здесь не является исключением, так как оно само по себе упрощает и значительно ускоряет процесс обслуживания при проведении таможенного процесса. В свою очередь, при внедрении современных технологий существенно увеличивается качество выполняемых обязанностей таможенными органами, сокращается время предоставления таможенных операций, и обеспечивается необходимая информационная безопасность [1].
Теперь участник внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) может подать электронную декларацию на товары на любой таможенный пост ФТС России следующим образом:
1. самостоятельно;
2. обратиться к информационному оператору;
3. через официальный сайт ФТС России, в портале электронного декларирования.
Внедрение электронного декларирования в российской таможне проходило поэтапно. Данные этапы представлены ниже.
Таблица 1. Этапы внедрения электронного таможенного декларирования.
Этап 1. Внедрение таможенного декларирования в электронной форме. |
|
2002г. | Принятие Федерального Закона «Об электронной цифровой подписи».
Подача и выпуск первой электронной декларации. |
2004г. | Внедрение первой автоматизированной системы электронного декларирования. |
2008г. | Использование международной ассоциации сетей Интернет. |
2010г. | Проведение аттестации таможенных постов на интернет-декларирование. |
Этап 2. Развитие таможенного декларирования в электронной форме. |
|
2011г. | Открытие центров электронного декларирования. |
2012г. | Введение в действие web-портала электронного декларирования. |
2014г. | Переход на обязательное таможенное декларирование в электронной форме. |
Этап 3. Электронное таможенное декларирование в законодательных актах. |
|
2018г. | Принятие нового таможенного кодекса ЕАЭС: «Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Допускается в письменной форме, если…» (п.3, ст.104). |
Далее представим анализ проблем электронного декларирования и возможный результат их решения.
Рисунок 1. Сильные и слабые стороны системы электронного декларирования.
На основании вышеизложенного можно сказать, что страны ЕАЭС имеют перспективы не только внедрения, но и совершенствования электронного декларирования, заимствования опыта от таможенных органов ФТС. Это будет способствовать повышению уровня качественного обслуживания таможенными органами участников ВЭД, а также экономическому прогрессу и укреплению позиций на мировом рынке стран-членов ЕАЭС.
Список литературы
- Дробот Е.В., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка эффективности работы таможенных органов Российской Федерации: результаты социологического опроса // Экономические отношения. – 2016. – № 1. – С. 3-11. – doi: 10.18334/eo.6.1.37314
- Лобахин Д.В. Технология электронного декларирования: проблемы и перспективы применения // Экономические отношения. – 2013.
- Лепа Т.П. Информационные технологии в таможенной сфере. / учебное пособие. — БГУ. – Иркутск. – 2016. – 104 с.
- Стамати Е.П., Павликов И.А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов // Экономические отношения. – 2016. – № 3. – С. 67-72. – doi: 10.18334/eo.6.3.37321
- Об электронной подписи: федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.07.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/.
- О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/.