УДК 372.854

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

№12,

Педагогические науки

Галиаскарова Гузелия Рафкатовна (Кандидат физико-математических наук)
Шарифуллина Илюза Каюмовна


Ключевые слова: МУЛЬТИМЕДИА; ИНФОРМАТИКА; ОБУЧЕНИЕ; ИНТЕРАКТИВНОСТЬ; MULTIMEDIA; INFORMATICS; TRAINING; INTERACTIVITY.


Аннотация: В данной работе рассматриваются преимущества использования мультимедийных и интерактивных методов, которые выступают в качестве средства использования мультимедийных образовательных презентаций и интерактивных учебных пособий для объяснения нового учебного материала и консолидации знаний в области информатики.

Технологический XXI век требует от молодого поколения ассимиляции огромного количества знаний. Увеличение потока информации, подлежащей изучению, ускорение темпов прохождения предметов исследования влечет за собой значительное увеличение требований к ученику и серьезное увеличение нагрузки на его мышление. Успешное выполнение учениками заданий обучения подразумевает умелое использование ими логических операций; активность, независимость, гибкость, критический ум; саморегуляция психических процессов внимания и памяти; умение перехода от действий к модели к поиску и творческим действиям; способность мыслить в обычных схемах.

За последние 10 лет произошли коренные изменения в роли и месте персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. С точки зрения профессиональной деятельности довольно узкого круга специалистов в области точных наук они стали инструментом, используемым во всех отраслях современного производства, в повседневной жизни и в общественной жизни. Знание информационных технологий размещено в современном мире несколькими способами, такими как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый, новый стиль мышления, принципиально разные подходы к оценке возникшей проблемы, организацию своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров возрастет, и, соответственно, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся [1]. Существуют неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, переориентации его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Наконец, эффективно организуется познавательная деятельность учеников. Сочетание текстовой, графической, аудио-видео информации, анимации в компьютере значительно улучшает качество образовательной информации, предоставляемой школьникам, и успех их образования.

По данным ФГОС ООО [4], предмет «Информатика» включен в предметную область «Математика и информатика». БУП ООО для изучения информатики в основной школе выделяет 1 академический час в неделю во время обучения в 7-9 классах. В 5-6 классах вы можете изучать информатику за счет части, сформированной участниками учебного процесса для пропедевтики основного курса. Это позволит внедрить непрерывный учебный курс по информатике, сделав его сквозной линией школьного образования, которая непосредственно соответствует задачам информатизации образования.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам 2004 года [4], этот предмет называется «Информатика и ИКТ» и включен в предметную область «Информатика». Тематика «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФК ГОС 2004 года изучается в 8-9 классах [4]. В 8-м классе 1 час посвящен изучению предмета, а в 9-м классе – 2 часа. В 5-7 классах компьютерная наука может быть изучена за счет компонента учебного заведения.

Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математику, логику, философию, психологию и инженерию. Информатика имеет большое и растущее число междисциплинарных связей, как на уровне концептуального аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика работает с фундаментальными концепциями, которые по-разному проявляются в разных областях знаний. Методы и инструменты информатики способны дать учащимся методологию для получения знаний о окружающем их мире и о себе, для обеспечения эффективного развития общеобразовательных навыков и методов интеллектуальной деятельности. Вместе с другими дисциплинами в области естественных наук курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Многие положения, разработанные информатикой, рассматриваются как основа для создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из важнейших технологических достижений современной цивилизации.

Невозможно описать и предвидеть все последствия информационной революции, свидетелями которой мы являемся. Наши родители и учителя отстают от наших учеников-подростков. Поэтому преподаватели информатики должны быть хорошо подготовленными специалистами: хорошо знать предмет, психологию, следить за новинками в ИТ, сетевом общении, организовывать современные коллективные действия учащихся, использовать облачные технологии.

Учащемуся сегодня намного сложнее взрослого (есть много информации, нет опыта, он доверчив и любопытен). Учитель информатики в классе учит предметным концепциям (как найти информацию о том, как представить), достигает мета-субъекта (как правильно и безопасно общаться, как это делать, какой метод, программа или среда лучше использовать) и получает самые важные – личные (если сам учитель). И у учителя информатики есть все для этого.

В настоящий момент мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных направлений информатизации образовательного процесса. В улучшении методологической поддержки дидактической базы выявлена перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании для активного развития логического мышления, интеллектуального и творческого потенциала ученика.

Мультимедиа — это технология, которая позволяет объединять информацию (данные) одновременно с несколькими типами, такими как звук, анимация, графика и видео [2]. Обогащение процесса обучения, мультимедийные технологии позволяют сделать обучение более эффективным, тем самым задействуя как можно больше сенсорных компонентов учащегося в процессе восприятия образовательной информации.

Возможность внедрения современных информационных технологий возникает в том случае, если есть возможность создать дополнительные возможности для получения информации:
1. визуальная форма представления учебного материала;
2. оперативный доступ к образовательной информации большого объема;
3. поддерживать активные и интерактивные методы обучения;
4. модульная технология представления информации.

Внедрение методов использования мультимедийных технологий в процессе обучения учеников основной школы на уроках информатики способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения предмет информатики.

Мультимедийные материалы позволят учителям информатики удобно и визуально представлять ученикам образовательную информацию, повышать мотивацию к изучению информатики.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности в классе; нет желания работать самостоятельно и вообще учиться. Потеря интереса к обучению у учеников может быть вызвана однообразием уроков. Работа над шаблоном без поиска новых методов обучения ведет к разрушению интереса к обучению у школьников.

Практика показывает, что, используя мультимедийные технологии на уроках, учитель экономит до 30% школьного времени, а не проводит уроки на доске. Сэкономив время, учитель имеет возможность увеличить плотность урока, обогатив его новым материалом. В результате практической деятельности определяются оптимальные условия использования мультимедийных технологий в учебном процессе. Мультимедийные технологии — это эффективный инструмент, который улучшает качество информатики в школе за счет их дидактических возможностей, которые заключаются в следующем:
1. интерактивность обучения, обеспечивает управление учебным процессом и создает условия для применения различных видов образовательной деятельности в объяснении нового материала из-за динамичности предоставленной информации и удобной навигации;
2. мобильность и упрощение в организации учебных материалов при переходе от одного вида видимости к другому путем объединения информации другого вида в презентации;
3. эффективность обновления и изменения содержания обучения, так как быстро развивается наука об информатике [3].

На уроках информатики учитель может применить ряд мультимедийных программ, которые сделают урок более интересным и интерактивным: использование мультимедийных презентаций; обучение мультимедийным интерактивным программам и симуляторам; программы для создания видеоматериала для урока информатики, где преподаватель может организовать свои собственные видеоуроки.

Интернет-технологии предоставляют большие возможности для использования мультимедиа. На уроках можно использовать образовательные ресурсы Интернета, которые также способствуют предоставлению информации с использованием всех видов мультимедийных flash-технологий и обучения онлайн-видео и симуляторов. На данный момент многие преподаватели активно участвуют в инновационной творческой деятельности, тем самым развивая персональный сайт для дальнейшего использования в классе как одно из средств мультимедийных технологий.


Список литературы

  1. Горюнова, М.А., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе //– СПб: БВХ-Петербург – 2010. – 336 с.
  2. Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. – 2010. – N 6. – С. 13-15.
  3. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ]. URL: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841 (дата обращения: 10.02.2018).
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 7 июня 2017 года) [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 10.02.2018).