УДК 338.001.36

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФТС РОССИИ

№12,

Экономические науки

Воронцова Людмила Владимировна
Курихин Сергей Валерьевич (Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ; CUSTOMS SERVICE; STATE SERVICE; FEDERAL CUSTOMS SERVICE; DEMAND FOR SERVICES.


Аннотация: Статья посвящена анализу востребованности государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой. Сделан вывод о том, что указанные услуги различаются в зависимости от потребности в них на наиболее востребованные, востребованные и наименее востребованные, а также в зависимости от равномерности их предоставления на предоставляемые равномерно, относительно равномерно и неравномерно. Отмечено, что в настоящее время перечень услуг находится в процессе уточнения и дальнейшего совершенствования.

В современных условиях взаимных экономических санкций Российской Федерации и зарубежных государств, а также роста конкуренции ведущих стран за мировые ресурсы особенно важно сохранить устойчивость и обеспечить рост и развитие экономики России. Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние экономики страны, является то, насколько развита ее внешнеторговая сфера. Уровень этого развития непосредственно связан с потребностью бизнес-сообщества в услугах, предоставляемых таможенными органами (далее – услуги).

Поэтому совершенствование деятельности таможенных органов выступает одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики, о чем свидетельствует принятие Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) на период до 2020 года [1].

Понимание востребованности различных видов услуг способствует повышению их качества, поскольку укажет приоритеты и перспективные направления для научных и практических целей в процедуре их предоставления. Все это приведет к совершенствованию деятельности ФТС России.

Изучаемый вопрос является, несомненно, актуальным, о чем свидетельствуют проводимые в настоящее время исследования, в рамках которых, в частности, осуществляется анализ деятельности таможенных органов по предоставлению услуг с позиций сервисного маркетинга [2], разрабатывается классификация этих услуг [3].

Об актуальности также свидетельствуют исследования в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии, в процессе которых предлагается новый вид услуг: коммерческое рентгеновское сканирование объектов таможенного контроля [4]. То есть перечень услуг, предоставляемых в настоящее время, не является окончательным и может измениться.

Сведения о поквартальном количестве предоставленных услуг за 2016 – 2017 годы и в среднем за один год в структурированной форме [5], с разделением на различные виды и группы в зависимости от потребности в услугах получателей, представлены в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1. Сведения о предоставленных ФТС России государственных услугах за 2016 – 2017гг. [6]

год

2016

2017

в среднем за один год

квартал

I

II

III

IV

I

II

III

IV

наиболее востребованные

Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и 3940 4726 4442 3723 16831

(15875)

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 3789 4180 4144 3762
Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям 546 679 429 1850 782 808 378 2208 3840
Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД 343 356 331 341 55 231 803 412 1436

востребованные

Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 371 181 172 172 128 149 159 148 740
Ведение реестра владельцев складов временного хранения 130 142 143 140 135 151 164 224 615
Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела 101 126 122 78 427
Ведение реестра уполномоченных экономических операторов 121 59 180 224 27 49 61 83 402
Ведение реестра таможенных представителей 71 65 65 63 52 94 71 54 268

наименее востребованные

Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций 94 98 28 24 25 15 14 8 153
Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли 26 45 21 45 22 29 22 20 115
Ведение реестра владельцев таможенных складов 15 20 22 29 14 23 38 27 94
Ведение реестра таможенных перевозчиков 40 24 18 30 19 15 12 15 87
Принятие предварительных решений о стране происхождения товара 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Изучение таблицы демонстрирует, что востребованность услуг обладает следующими характеристиками:
1) потребность в получении;
2) равномерность предоставления.

Относительно потребности в получении следует отметить, что востребованность населения и бизнес-сообщества в государственных услугах чрезвычайно отличается для разных видов услуг. В связи с этим предлагается разделить все виды указанных услуг в зависимости от того, какое их количество предоставляет ФТС России, на следующие группы:
1) наиболее востребованные (более 1000 услуг ежегодно);
2) востребованные (от 200 до 1000 услуг ежегодно);
3) наименее востребованные (менее 200 услуг ежегодно).

Кроме различной потребности в получении, представленные в таблице сведения наглядно отображают факт того, что среди рассматриваемых услуг можно выделить предоставляемые как равномерно, характеризующиеся примерно одинаковыми значениями за все рассматриваемые периоды, так и неравномерно, значения которых существенно изменяются в разные периоды. В соответствии с этим критерием предлагается классифицировать все услуги на следующие группы:
1) равномерно предоставляемые;
2) предоставляемые относительно равномерно;
3) неравномерно предоставляемые.

В качестве примера услуг, относящихся к первой группе, можно привести ведение реестра владельцев таможенных складов; второй – ведение реестра банков, иных кредитных и страховых организаций; третьей – выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям.

В связи со спецификой некоторых рядов данных, представленных в таблице, необходимо указать особенности их формирования.

Прежде всего, следует отметить, что информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, указывалось совместно как один вид услуг включительно по первый квартал 2017 года. Потом эти виды услуг были разделены, и уже со второго квартала 2017 года они фигурировали отдельно. Это, несомненно, положительное изменение в формате раскрытия сведений позволяет более точно определять востребованность в этих услугах и более тщательно подойти к вопросу обеспечения качества их предоставления. При этом данные за второй квартал 2017 года, включающие сведения о количестве предоставленных услуг с начала года и представленные на официальном сайте ФТС России, дали возможность рассчитать их значения и за первый квартал 2017 года. Таким же образом, на основе более поздней и точной информации, были скорректированы данные по другим видам государственных услуг.

Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД является, очевидно, востребованной услугой, результат предоставления которой может непосредственно влиять на значительные суммы платежей, начисляемых впоследствии в отношении этих товаров, и на вероятность ошибки при их декларировании. По этой причине обеспечению качества предоставления этого вида услуг ФТС России уделяет особое внимание, что сказывается на ее доступности и, вследствие этого, на увеличении количества обращений за ее получением. Для этого, в частности, таможенными органами были предприняты следующие действия:

1) разработка в 2014 году аналитического показателя для определения качества предоставления услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД Таможенного союза;

2) переведение аналитического показателя, характеризующего качество предоставления услуги по принятию предварительных решений в контрольный, обязательный для исполнения;

3) в рамках распределения полномочий между таможенными органами с 10.02.2016 Северо-Кавказское таможенное управления не принимает предварительные решений по классификации товаров по ТН ВЭД [7];

4) разработка в 2015 году контрольного показателя эффективности деятельности для управления качеством предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза.

В отличие от ранее рассмотренных, принятие предварительного решения о стране происхождения товара является невостребованной услугой, так как за весь рассматриваемый период она не была предоставлена ни одному лицу. С начала 2014 года были поданы лишь три запроса на ее предоставление, по итогам рассмотрения которых приняты решения об отказе в связи с предоставлением неполных комплектов документов. В настоящее время целесообразность предоставления услуги таможенными органами находится под вопросом.

Также, одной из наиболее востребованных услуг является выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям. Обоснованных жалоб, связанных с качеством ее предоставления, в ФТС России не поступало с 2014 года. В то же время существует возможность повысить ее доступность посредством предоставления через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) [8], в связи с чем в 2016 и 2017 годах в ФТС России были поданы две жалобы. Значительное увеличение количества обращений за получением этой услуги в 2017 году по сравнению с 2016 годом можно объяснить соответствующим ростом объема внешней торговли Российской Федерации, и прежде всего ее импорта. Так, объем импорта в Россию за 2017 год составил 228,5 млрд.долл. и экспорта – 359,1 млрд.долл., в то время как за 2016 год импорт – 182,3 млрд.долл. и экспорт – 285,7 млрд.долл. [9].

Остальные услуги являются менее востребованными, через рассмотренные ранее, и их предоставление осуществляется более равномерно.

Таким образом, в результате анализа указанных государственных услуг на предмет востребованности можно сделать следующие выводы:

1) перечень услуг очень разнообразен. При этом указанные услуги различаются в зависимости от потребности в них населения и бизнес-сообщества, а также равномерности их предоставления;

2) в настоящее время перечень услуг находится в процессе уточнения и дальнейшего совершенствования. В статье приведены примеры того, как одни виды услуг разделяют, повышая точность собираемых сведений, а другие – предлагают к внедрению в деятельность таможенных органов. Указана услуга, определение целесообразности предоставления которой требует дальнейшей научной проработки;

3) в статье предложена классификация видов услуг в зависимости от количества лиц, их получивших, с выделением наиболее востребованных, востребованных и наименее востребованных, а также в зависимости от равномерности предоставления с выделением предоставляемых равномерно, относительно равномерно и неравномерно.


Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25.05.2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=700493#09807563092871467 (дата обращения: 11.03.2018).
  2. Александрова М.С. Анализ деятельности таможенных органов на примере предоставления таможенных услуг // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза. Сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии (28 апреля 2016г.). 2016. С. 15 – 19.
  3. Чалых Н.О. Анализ комплекса таможенных услуг, предоставляемых коммерческой организацией // Новая наука: проблемы и перспективы. Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» (Уфа). 2017. Том 1. № 3. С. 170–173.
  4. Афонин П.Н., Живилова В.Г., Афонин Д.Н. Расширение спектра таможенных услуг путем внедрения организационно-технологической инновации – коммерческого рентгеновского сканирования объектов таможенного контроля // сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы и технологии развития экономики и менеджмента» (25 февраля 2017г.). 2017. № 2. С. 6–7.
  5. Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 11.03.2018).
  6. Сведения о количестве предоставленных услуг. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=564&Itemid=2676 (дата обращения: 11.03.2018).
  7. Приказ ФТС России от 15.01.2016 № 37 «О внесении изменения в приказ ФТС России от 24 сентября 2012г. № 1907» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192644/ (дата обращения: 11.03.2018).
  8. Портал государственных услуг Российской Федерации. URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 11.03.2018).
  9. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://stat.customs.ru (дата обращения: 11.03.2018).