УДК 62

СЛУЖБА ЭВАКУАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

№12,

Технические науки

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)

Михайлов Сергей Сергеевич


Ключевые слова: СЛУЖБА ЭВАКУАЦИИ; АВТОТРАНСПОРТ; ЭВАКУАТОР; ЭВАКУАЦИЯ; АВТОМОБИЛЬ; СПЕЦТЕХНИКА; TRUCK; TRUCKS; WRECKER; EVACUATION; CAR; MACHINERY.


Аннотация: В статье определена роль и необходимость службы эвакуации автотранспортных средств. Рассмотрены виды и типы эвакуаторов по определенным признакам. Выявлены методы, с помощью которых различные модели эвакуаторов могут производить погрузку и транспортировку автотранспортных средств. Сформулированы рекомендации по дальнейшему улучшению эффективности работы службы эвакуации.

Служба эвакуации автотранспортных средств бывает очень нужна в различных ситуациях на дороге. Первые российские компании, которые стали заниматься эвакуацией неисправных автомобилей, появились около пятнадцати лет назад [2, c.197]. С тех пор и по сей день, данная услуга остается актуальной.

Служба эвакуации – это организация, предоставляющая услуги по транспортировке машин, попавших в сложную ситуацию на дороге [7].

Приведем некоторые примеры того, когда без службы эвакуации не обойтись. Эвакуация может быть необходима если:
1. Автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие и не может продолжать движение. Например, заблокировано колесо, неисправны какие-либо агрегаты (ДВС, КПП, рулевое управление, тормозная система и др.), а также при сильной деформации кузова и отсутствии остекления автомобиля.
2. Произошла поломка автомобиля, которую устранить на месте нет возможности.
3. Владелец оставил ключи внутри автомобиля, и произошло самопроизвольное закрывание дверей.
4. Необходима услуга «трезвый» водитель, то есть доставка автомобиля и его владельца по месту требования.
5. Требуется помощь запуска холодного двигателя, ремонт прокола колеса или зарядки аккумуляторной батареи.
6. Требуется помощь при погрузке или выгрузке техники с платформ, полуприцепов, вагонов и доставка их по месту требования.
7. Требуется перевозка специальной техники, такой как квадроцикл, снегоход и т.д.

Все выше перечисленные услуги делают службу эвакуации разносторонней. Визитка службы эвакуации автомобилей должна быть у каждого водителя, потому как, оказавшись на трассе в заглохнувшей машине, сложно отыскать справочную информацию и нужные контакты. Заказать эвакуатор сегодня можно различными способами, как по телефону, так и через интернет.

Эвакуаторы бывают разнообразных видов. Их можно разделить на типы по представленным признакам:
1. По типу перевозимой техники (грузовой, для легковых автомобилей, для специальной техники);
2. По типу погрузочного механизма (оснащен манипулятором, оснащен лебедкой);
3. По типу передвижения (самостоятельный автомобиль, эвакуатор-прицеп);
4. По типу осуществляемой погрузки (с частичной погрузкой, с полной погрузкой);
5. По количеству ярусов (одноярусные и двухъярусные);
6. По типу платформы (с прямой платформой, со сдвижной платформой, с ломаной платформой). Исходя из типов платформ, выделяют машины со стационарными платформами и машины с гидравлическими платформами [5].

Разнообразные модели эвакуаторов позволяют производить транспортировку разных автотранспортных средств различными методами [6].

Эвакуация осуществляется с применением следующих методов:
1. Поднятие автомобиля на платформу по аппарелям при помощи лебедки под надзором сотрудника эвакуатора. Совершенно недопустим самостоятельный заезд на эвакуатор;
2. Поднятие автомобиля с помощью лебёдки на платформу, поставленную под определённую наклонность;
3. Поднятие автомобиля на платформу краном-манипулятором, с помощью прикрепления ремней на колёса автомашины;
4. Поднятие автомобиля на платформу краном-манипулятором, путем протяжения ремней под днищем автомашины;
5. Путем неполной (частичной) погрузки автомобиля [4].

Рассмотрим поподробнее о необходимости и сути каждого из данных методов.

Первый метод заключается в том, что эвакуатор подъезжает к автомобилю, который нужно убрать так, чтобы между ними оказался интервал в 1 — 1,5 метра. Далее работник эвакуатора подсоединяет буксировочный трос от ленты лебёдки к машине, а водитель автомобиля в это время ставит прямо руль и устанавливает нейтральную скорость. При этом и работник эвакуатора, и клиент должны следить за погрузкой автотранспорта вместе. Затем эвакуаторщик закрепляет колёса автомобиля ремнями, для того чтобы не допустить повторной аварии при транспортировке.

Для использования второго метода необходимо наличие гидро-платформы. Понадобится, чтобы водитель эвакуатора поставил платформу в положение загрузки. Далее под его чётким руководством клиент осторожно заезжает на данную платформу с помощью гидравлической лебедки.

Третий метод применяется в случае неверно припаркованных машин. Автотранспорт зацепляют за колёса с помощью крана-манипулятора. Данный способ хорошо использовать в местах, которые ограничены свободными местами из-за заставленных автомашин, а также при утилизации. Работник эвакуатора подъезжает к машине на расстоянии от 1,5 до 2,5 метров, так как кран-манипулятор ограничен вылетом стрелы. После этого водитель эвакуации фиксирует транспортное средство при помощи выдвижных опор. Затем автомобиль крепится за колёса, но так, чтобы он поднимался равномерно без образования перекосов. За этим нужно очень внимательно следить. Далее, когда машину установили и закрепили ремнями внатяжку к платформе, ее ещё раз дополнительно крепят ремнями к колёсам.

Четвёртый метод похож с третьим. Однако при установке используются уже два ремня, продетые под днищем автотранспорта. Необходимо контролировать расположение ремней при протягивании. Они должны размещаться в наиболее укреплённых местах днища. Нельзя забывать о том, что при неправильном применении данный способ может нанести деформацию автомобиля. Чаще всего используется при погрузке автомобилей после ДТП, которым нанесен значительный ущерб.

Суть пятого метода заключается в транспортировке машины за передний мост. При этом важным условием является то, что автомобиль не находится на ручном тормозе.

В настоящее время служба эвакуации, являясь одним из предприятий автомобильного сервиса, довольно стабильно развивается. Это обуславливается тем, что автотранспорта с каждым днем становится больше, а значит, данная услуга пользуется большим спросом. Для эффективной работы, а также успешного и правильного развития данного направления, хотелось бы отметить, что необходимо учитывать несколько условий. Так, одним из обязательных условий является наличие разных типов эвакуаторов, которые должны позволить выполнить 99% поступающих заказов [1]. Объяснить это можно тем, что каждый случай неординарен и имеет свою специфику выполнения, подъезда к технике, ее погрузке и т.д. Также необходимо наличие соответствующего инструмента и дополнительного оборудования, необходимого для проведения эвакуации автотранспортных средств, попавших в сложную ситуацию. Другое важное условие – наличие диспетчерской службы, способной осуществить эффективную координацию используемого эвакуационного транспорта, правильный подбор типа эвакуатора в зависимости от ситуации [3, c.106]. Диспетчерское помещение должно быть оснащено автоматизированной системой транспортного контроля, что способствует быстрой подаче эвакуатора из числа близко расположенных на данный момент. Это очень важно в условиях большого города. Немаловажным фактором является и обученный персонал – приезжая на место аварии, специалист службы эвакуации не должен тратить время на обдумывание, как ему подступиться к поврежденной машине. Кроме того, он не должен своими действиями усугублять ситуацию и причинять вред автотранспортному средству.

Мы считаем, что выделенные нами условия и выше перечисленные факторы, должны быть учтены при организации службы эвакуации, что должно способствовать ее успешному развитию.


Список литературы

  1. Федеральный Закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» (дата обращения: 07.03.2018).
  2. Вартанов О.М., Сутула В.И., Сюткин Н.С и др. — Министерство обороны СССР. Главное автомобильное управление // «Эвакуация автомобильной техники. Руководство. Часть 1. Технические основы и средства эвакуации машин. Порядок выполнения эвакуационных работ // Часть 2. Организация работ в эвакуационных подразделениях». 2015. — С. 241.
  3. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. // «Единая транспортная система» . 2017. – С. 288.
  4. Электронный журнал. — Autosiga.ru // Методы эвакуации автомобилей. URL: https://autosiga.ru/avtouslugi/1494-metody-ispolzuemye-rabotnikami-evakuatorov-pri-evakuatsii/ (дата обращения: 17.03.2018).
  5. Электронный журнал. — Автоновости дня // Основные виды эвакуаторов и особенности их применения. URL: https://avtonovostidnya.ru/dorogi/osnovnyie-vidyi-evakuatorov-i-osobennosti-ih-primeneniya/ (дата обращения: 07.03.2018).
  6. Электронный журнал. — Буксир 24. URL: http://voronezh.buxir24.ru/stati/article_post/vidy-evakuatorov-opisaniya-funktsii/ (дата обращения: 07.03.2018).
  7. Электронный журнал. — Портал Госуслуг // «Эвакуация автомобиля». URL: https://www.gosuslugi.ru/situation/soderzhanie_avtomobilja/jevakuacija_avtomobilja/ (дата обращения: 07.03.2018).