УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛИЦОМ, СОВЕРШИВШИМ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА)

№12,

Юридические науки


Иванов Андрей Юрьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА; НАРКОМАНИЯ; ADMINISTRATIVE OFFENSES; LEGISLATION ON OFFENSES; THE REPUBLIC OF MOLDOVA; DRUG ADDICTION.


Аннотация: В статье рассматриваются административно-правовые средства установления факта потребления лицом, совершившим административное правонарушение, наркотических средств (на примере Республики Молдова).

В Республике Молдова выявление факта потребления лицом, наркотических средств и психотропных веществ, а также диагностирования заболевания наркоманией осуществляется как при оказании медицинской помощи, так и в процессе осуществления уголовно-процессуальной, административно-профилактической, пресекательной и административно-юрисдикционной деятельности государственных органов власти.

Главенствующая роль в выявлении лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные и иные психоактивные вещества, при пресечении административных проступков, совершаемых этими лицами, отведена правоохранительным (полицейским) органам. В этой сфере сотрудники Молдавской полиции наделены полномочиями, в том числе полномочиями, специально-предназначенными для обязательного тестирования лиц, находящихся под воздействием наркотических, психотропных или токсических веществ.

Анализ законодательства Молдавской Республики позволяет выделить несколько разновидностей административно-правовых средств установления факта потребления лицом, совершившим административное правонарушение наркотических средств и психотропных веществ, различающихся между собой по целям, основаниям, субъектам и порядку реализации.

1. Направление на медицинское освидетельствование лица, управляющего транспортным средством. Согласно ст. 438 Кодекса Республики Молдова «О правонарушениях» от 24 октября 2008 года № 218-XVI, данная мера применяется при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии недопустимого алкогольного опьянения или в состоянии опьянения, вызванного другими веществами.

Согласно п. 21 ч. 5 Закона Республики Молдова от 27 декабря 2012 года № 320 «О деятельности полиции и статусе полицейского» при выполнении служебных обязанностей полицейский уполномочен обращаться в медицинские учреждения для обязательного освидетельствования лиц, находящихся под воздействием запрещенных веществ.

Требование о прохождении медицинского освидетельствования обеспечивается ч. 1 ст. 349 Кодекса Республики Молдова «О правонарушениях» (Воспрепятствование законной деятельности государственного служащего). Анализируя содержание указанной нормы, можно отметить, что она не предусматривает специальной ответственности за невыполнения законных требований сотрудника полиции. Указанной нормой предусматривается только штраф за воспрепятствование в любой форме законной деятельности любого сотрудника правоохранительного органа.

2. Медицинское обследование для целей установления состояния наркотического опьянения и случаев употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Закон Республики Молдова от 6 мая 1999 года № 382-XIV «Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров» не предусматривает указанной выше меры.

Правовой основой применения названной меры является ст. 17 Закона Республики Молдова от 6 декабря 2001 года №713-XV «О контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных веществ».

Согласно ч. 2 ст. 17 названного нормативного правового акта в качестве фактического основания для проведения медицинского освидетельствования выступают нарушение лицом общественного порядка, сопряженное с угрозой безопасности другим лицам и подозреваемое в том, что находится в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится в центрах медицинской детоксикации государственных органов здравоохранения уполномоченными врачами либо в территориальных поликлиниках.

Порядок проведения тестирования на алкоголь и медицинского освидетельствования для определения состояния опьянения и его характера утвержден постановлением Правительства Республики Молдова от 16 апреля 2009 года № 296.

В качестве особенностей порядка проведения указанного освидетельствования можно отметить:
— проводится по направлению уполномоченного лица, руководителя организации, а также по личной просьбе физического лица (потребившего наркотики).
— предлагается пройти добровольно, лицо подтверждает свое согласие письменно. В случае отказа лица от добровольного обследования, принудительно не осуществляется.
— факт употребления наркотиков без разрешения врача определяется на основе результатов медицинского освидетельствования и проверки биологических материалов.
— о лицах, доставленных в центры медицинской детоксикации, сообщается членам их семей (родственникам). Но самое важное, о факте пребывания в указанном центре сообщается в комиссию по социальным вопросам, а в случае, если эти лица являются несовершеннолетними, — их родителям или опекунам с обязательным уведомлением комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссии по социальным вопросам, получив советующую информацию могут инициировать принудительный порядок наркологического лечения.

Учитывая изложенное выше, а также иные положения законодательства Республики Молдова регламентирующего порядок производства медицинского освидетельствования, привлечения к ответственности за нарушения запрета, связанного с потреблением наркотиков, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в случае совершения лицом правонарушения, связанного с потреблением наркотиков, алкоголя последний вправе отказаться от медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. В указанной ситуации, лицо, отказавшееся от медицинского освидетельствования, теряет право на обжалование результатов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Учитывая положения кодекса «О правонарушениях», лицо, отказавшееся от медицинского освидетельствования может быть привлечено к ответственности в виде штрафа за невыполнение законного требования сотрудника правоохранительного органа. Специальной ответственности за невыполнения законного требования о прохождении медицинского освидетельствования нет. В связи с чем, можно сделать вывод, что лицо может избежать административной наказуемости за правонарушения, совершенные в сфере потребления наркотиков, так как последнее отказавшись от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, может быть подвергнуто ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного лица.

Во-вторых, неясным является вопрос о порядке привлечения к ответственности иностранных граждан, совершивших правонарушения в сфере потребления наркотиков. Например, ст. 85 кодекса «О правонарушениях» Республики Молдова, не предусматривается специальной ответственности иностранных граждан. Для сравнения в Российской Федерации ч. 2 ст. 6.9, ч. 3 ст. 20.20 КоАП России предусматривается административная ответственность иностранных граждан за потребление наркотических средств. При этом, в Российской Федерации иностранные граждане могут быть подвергнуты выдворению за пределы Российской Федерации, что не предусмотрено законодательством о правонарушениях Республики Молдова. Следует признать, что и в Российской Федерации иностранным гражданам удавалось длительное время избегать выдворения за пределы Российской Федерации. Путем отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, последние подвергались ответственности не по ст. 6.9 или ст. 20.20, а по ст. 19.3 КоАП России, санкция которой не предусматривает в качестве вида административного наказания «административное выдворение». Однако в 2016 году в КоАП России были внесены изменения, согласно которым лица, в том числе и иностранные граждане, отказавшиеся от медицинского освидетельствования в связи с потребление наркотиков, подвергаются ответственности по ст. 6.9 или ст. 20.20 КоАП России.

В-третьих, медицинское обследование для целей установления состояния наркотического опьянения и случаев употребления наркотических средств и психотропных веществ как мера административного принуждения не упоминается в Кодексе «О правонарушениях» и Законе Республики Молдова «О деятельности полиции и статусе полицейского», из чего следует вывод, что она носит самостоятельный универсальный характер и может применяться во всех случаях, когда у правоприменителя возникают основания полагать, что лицо (в том числе лицо, совершившее административное правонарушение) находится в состоянии наркотического опьянения или потребило наркотики.

В-четвертых, согласно ч. 2 ст. 11 Закона Республики Молдова от 6 декабря 2001 года № 713-XV наркологическое лечение является добровольным, по желанию — анонимным. Однако указанным законом предусматриваются и меры принудительного лечения от наркомании, при этом указанные меры могут быть применены к лицам, заболевшим наркоманией, которые не совершали преступление или административный проступок.

Ключевую роль в организации принудительного лечения от наркомании выполняют комиссии по социальным вопросам. Для инициирования указанного лечения комиссия по социальным вопросам должна получить соответствующую информацию от медицинских организаций, в том числе и от центров медицинской детоксикации. Однако если лицо отказывается от медицинского освидетельствования и как следствие не доставляется полицией в центры медицинской детоксикации, комиссия по социальным вопросам не получит информации в установленном порядке о лицах, потребляющих наркотики без назначения врача.

Следовательно, в комиссию по социальным вопросам может поступить информация о фактах потребления наркотиков, в случае если: лица их потребившие были доставлены в медицинские организации с целью оказания медицинской помощи; в случае добровольного обращения указанных лиц, их родственников, а также работодателей в указанную комиссию.

В случае если комиссия по социальным вопросам получила информацию о лицах, потребляющих наркотики, которым ранее неоднократно предлагалось добровольно пройти наркологическое лечение, последние направляются в наркологическую комиссию. Если лица добровольно не являются в наркологическую комиссию с целью определения необходимого лечения, последние по требованию медицинских работников могут доставляться полицией принудительно. Также по решения суда лица, уклоняющиеся от посещения наркологической комиссии, могут принудительно госпитализированы с целью дальнейшего обследования в указанной комиссии. На основании результатов обследования наркологической комиссии суд выносит решение о необходимости прохождения соответствующего лечения. Указанное лечение может быть назначено повторно. В случае если суд устанавливает недееспособность лица он выносит постановление об определении его в дом-интернат Министерства труда Республики Молдова, социальной защиты и семьи.

С учетом изложенного выше, можно отметить следующее.

Во-первых, в соответствии с законодательством Республики Молдова государство принимает на себя ответственность за реализацию всей совокупности мероприятий, направленных на возвращение лица, незаконно потребляющие наркотические или другие психотропные вещества, создающие конфликтные ситуации в обществе, больного наркоманией к образу жизни исключающему потребление наркотиков (осуществление диагностических, лечебных мероприятий, медицинской и социальной реабилитации, а также ресоциализации лица).

Во-вторых, в Республике Молдова используется механизм побуждения лиц, больных наркоманией к добровольному лечению посредством применения метода убеждения, при этом неоднократный отказ от предложенного добровольного лечения является основанием для применения к лицам, заболевшим наркоманией, которые не совершали преступления или административный проступок, принудительных мер (принудительного лечения).

В-третьих, в Республике Молдова законодательно установлен и реализуется отдельные принудительные средства:
– медицинское освидетельствование и обследование лиц, совершивших административные правонарушения;
– полицейские пресекательные и обеспечительные меры, направленные на практическую реализацию принудительных мер медицинского характера;
– меры административной ответственности.

Несмотря на указное выше в Республике Молдова не весь комплекс принудительных средств законодательно установлен и реализуется, в частности, в Кодексе «О правонарушениях» не предусматривается:
— специальных мер административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования;
— принудительное лечение от наркомании лиц, совершивших административные проступки, за которые предусмотрен административный арест;
— ответственности за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.