УДК 339

УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК

№12,

Экономические науки

Комаров Александр Александрович


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСТАВКИ; ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; CUSTOMS SERVICES; INTERNATIONAL DELIVERIES; CUSTOMS ADMINISTRATION; CUSTOMS MANAGEMENT.


Аннотация: В статье рассмотрены особенности управления таможенными услугами в международной цепи поставок, определяется сущность и значение таможенного менеджмента как фактора оказывающего значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность государства.

Интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса создают абсолютно новые условия, в рамках которых осуществляется формирование и развитие таможенного дела. Указанное объясняется, в частности, тем, что таможенная служба, выступает в качестве не только контролирующего органа, но и в качестве «посредника» между субъектами внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) способствует ее развитию, как путем обеспечения безопасности совершаемых торговых операций субъектам ВЭД, так и посредством содействия субъектам ВЭД в перемещении на законных основаниях товаров через границу государства.

Поскольку целью таможенных органов является в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] (далее — ФЗ № 311) посредством совокупности средств и методов, установленных в рамках законодательства о таможенном деле, обеспечение «соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации» (п. 1 ст. 2 ФЗ № 311), важным является определение, что же в аспекте заявленной темы следует понимать под таможенными услугами в рамках международных поставок.

Анализ различных научных публикаций [3, 4] позволяет говорить о том, что в рамках заявленной проблемы под таможенными услугами следует понимать комплекс мер таможенно-правового регулирования, направленных на содействие участникам ВЭД в осуществлении торговых операций.

При этом следует понимать, что сфера таможенных услуг на современном ее этапе представляет собой социально-экономический институт, что объясняется включением в их спектр не только сугубо таможенных методов и способов реагирования, но и служит одним из способов установления благоприятной социально-экономической среды.

Поскольку таможенная услуга не рассматривается в отечественной таможенной доктрине единообразно, осуществляется в рамках содействия гражданам и юридическим лицам в реализации их прав и обязанностей, то принципиально важным является вопрос формирования эффективной системы управления предоставлением таможенных услуг, к числу которых действующее законодательство относит информирование и консультирование субъектов ВЭД по вопросам таможенного законодательства, предварительное определение страны происхождения товара, принятие предварительных решений о классификации товаров.

Система управления таможенными услугами включает в себя осуществление таможенными органами своих функций в рамках действующего административного законодательства, а, следовательно, важную роль играет наличие действенного нормативно-правового закрепления прав и обязанностей таможенных органов и субъектов таможенных правоотношений в рамках международной торговли.

При этом представляется, что в данном случае имеет сущностное значение наличие не только внутригосударственного правового регулирования управления таможенными услугами, но и наличие такового на уровне международного права. Если на уровне внутригосударственного законодательства к механизмам управления таможенными услугами можно в том числе относить управление рисками, наличие информационных связей межведомственного характера, то в рамках международно-правового регулирования наличие договоров о таможенном сотрудничестве с иными государствами и т.п.

Кроме того, в рамках менеджмента таможенных услуг, как впрочем и любых других, с точки зрения оценки ее эффективности является оценка качества их предоставления. В аспекте таможенного дела качество таможенной услуги следует рассматривать как уровень удовлетворенности участников ВЭД деятельностью таможенных органов. В рамках рассматриваемой проблемы принципиальное значение имеет грамотное и четкое осуществление таможенными органами организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

Поскольку цепь поставок включает в себя несколько элементов от приобретения сырья до готового продукта, а также ввиду того, что каждый из элементов может принадлежать разным контрагентам, наличие системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения.

Осложненная международная цепь поставки и все возрастающий уровень торговых операций между странами требует оптимизации таможенного законодательства, его упрощения без ущерба для экономической безопасности, что в свою очередь должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности государства.


Список литературы

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/. (Дата обращения: 08.03.2018 г.)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. — № 269. — 2010.
  3. Поздеева С.Н. Совершенствование процесса управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения. — Екатеринбург. — 2017. — С. 81-83.
  4. Завьялова О.В. Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — № 4 (29). — С. 16.