УДК 34

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА ДЕТЕЙ: ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

№12,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: АЛИМЕНТЫ; КОНТРОЛЬ; НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ АЛИМЕНТОВ; ПРАВА ДЕТЕЙ; CHILD SUPPORT; CONTROL; MISAPPROPRIATION OF CHILD SUPPORT; CHILDREN’S RIGHTS.


Аннотация: В настоящей статье рассмотрено содержание алиментов как объекта права собственности детей. Автор выделяет законодательные аспекты изменения способа и порядка исполнения постановления суда о взыскании алиментов, выявляет актуальные проблемы и дает рекомендации по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Особым объектом права собственности детей в международном праве и российском законодательстве выступают алименты. Об алиментных обязательствах упоминается во многих международных соглашениях. Примером международного соглашения, участником которого является Российская Федерация (далее – РФ, Россия) является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Кроме того, являясь правопреемником СССР, Россия 15 сентября 1990 г. присоединилась к Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.

В российском законодательстве право ребенка на заботу, на получение содержания от своих родителей закреплено в Семейном кодексе РФ (далее – СК РФ) [1], а именно в ст.ст. 54, 56 СК РФ. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей регламентируется ст. 80 СК РФ.

В России одной из наиболее актуальных семейно-правовых проблем остается проблема нецелевого расходования родителем алиментных сумм, получаемых на ребенка.

Суммы, которые причитаются ребенку в качестве пенсий, алиментов, пособий, поступают в распоряжение родителей (либо лиц их заменяющих). Однако, предоставляя родителям такое правомочие, как распоряжение, законодатель в то же время, руководствуясь императивным методом, возлагает на них обязанность расходовать полученные средства на содержание, воспитание и образование детей (ч. 1 ст. 80 СК РФ).

При этом законом предусмотрены некоторые ограничения, направленные на предотвращение нецелевого расходования алиментов.

Во-первых, в том случае если плательщик алиментов по соглашению либо по судебному постановлению сомневается в целевом расходовании алиментов или считает, что денежных средств явно больше, чем полагаются ребенку, он вправе обратиться с иском о перечислении части алиментов на счет ребенка в суд (ч. 2 ст. 60 СК РФ).

Во-вторых, на основании ст. 103 СК РФ стороны вправе по соглашению определить размер уплачиваемых алиментов. При этом, воспользовавшись принципом свободы договора (ст.ст. 1, 421 ГК РФ) [2], стороны вправе непосредственно в соглашении указать возможность контроля плательщика за расходованием алиментов. Однако следует учитывать, что размер алиментов в таком случае не может быть ниже, чем размер алиментов, которые несовершеннолетние дети могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 103 СК РФ).

Тем не менее на законодательном уровне контроль за целевым расходованием алиментов до настоящего времени не предусмотрен. Важным моментом, связанным с проблемой нецелевого расходования алиментов одним из родителей, является процесс доказывания самого факта нецелевого расходования. Очевидно, что, в случае если, алименты взыскиваются на основании судебного постановления, в котором отсутствует указание на возможность контроля за расходованием алиментов, обязать через суд получателя алиментов отчитываться по расходованию полученных средств будет затруднительно. Подобное объясняется тем, что, заявляя подобные требования, именно истец должен будет доказать факт нецелевого расходования алиментов ответчиком (ст. 56 ГПК РФ) [3].

В данном случае справедливее было бы возложить бремя доказывания разумности расходования и целевого использования алиментов на лицо, которое является получателем соответствующих платежей, поскольку именно эта сторона расходует алименты, уплачиваемые на ребенка.

Также, на наш взгляд, необходимо дополнить содержание ст. 60 СК РФ, которая предусматривает возможность перечисления не более 50% сумм алиментов на счета, открытые на имя детей, примерным перечнем оснований, по которым плательщики алиментов будут иметь право обратиться в суд с соответствующим требованием. Так, например, основаниями могут служить: наличие актов органов опеки, отображающих плохие условия, в которых проживает ребенок; пренебрежение лица, расходующего алименты, своей обязанностью, закрепленной в соглашении, предоставлять плательщику алиментов возможность осуществлять контроль за расходованием алиментов.

Кроме того, в главу 17 СК РФ о порядке уплаты и взыскания алиментов следовало бы включить норму, предоставляющую суду право обязать родителя, получающего алименты на ребенка, представлять родителю, уплачивающему алименты, ежемесячный письменный отчет о расходовании алиментов. Однако возможность контроля за расходованием алиментов представляется целесообразным предоставлять в том случае, если размер уплачиваемых алиментов превышает сумму, определенную в законе. Соответствующая оговорка должна быть закреплена в норме СК РФ.

Отсутствие в семейном законодательстве норм, предложения по закреплению которых в СК РФ были высказаны выше, приводит к нарушению, во-первых, прав детей, которые по закону должны явиться конечным получателем алиментов, во-вторых, прав плательщиков, поскольку зачастую они фактически оплачивают содержание не только детей, но и того лица, которое имеет право расходовать полученные денежные суммы.


Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 дек. 1995 г.: в ред. Федер. закона от 29 дек. 2017 г. № 438-ФЗ // Рос. газ. — 1996. – 27 янв; 2017. – 31 дек.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 дек. 2017 г. №459-ФЗ // Рос. газ. – 1994. – № 238-239; 2017. – №297.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 октября 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 октября 2002 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ; в ред. Федер. закона от 28 дек. 2017 г. № 421-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 46, ст. 4532; 2018. – № 1 (часть I), ст. 5.