УДК 378

ТЕРМИНОЛОГИЯ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ

№12,

Педагогические науки

Киргинцева Наталья Сергеевна (Кандидат педагогических наук)
Нечаев Сергей Александрович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: АНДРАГОГИКА; ТЕРМИНОЛОГИЯ; ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ; УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР; ANDRAGOGY; TERMINOLOGY; ADULT EDUCATION; EDUCATIONAL-SCIENTIFIC CENTER.


Аннотация: В статье обосновывается необходимость приведения терминологии андрагогики к современным условиям образовательного процесса в учебно-научных центрах.

Терминология является важнейшим инструментом в любой отрасли человеческого знания. Рассматривая вопрос об использовании андрагогического подхода к профессиональному образованию в учебно-научном центре, следует определиться с основными понятиями, вынесенными в заголовок данной статьи.

Ключевым понятием является термин профессиональное образование. Анализ научно-педагогической, учебной и справочной литературы в области образования [1,2,3,4,5,6,7,8] показывает, что в содержание данного понятия могут быть включены различные аспекты образовательной деятельности.

Официальное определение понятия дано в Федеральном законе об образовании в РФ [8], где в статье 2 (пункт 12) профессиональное образование определено как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».

В словаре С.М. Вишняковой [5] профессиональное образование определяется как «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям для выполнения специализированных функций в сфере оплачиваемого труда».

Более развернутое определение рассматриваемого термина приведено в работе [4], где оно понимается как «процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности». Причем в данной работе раскрываются особенности применения рассматриваемого термина к образованию взрослых. С одной стороны, это учебная деятельность, включающая расширение и углубление фундаментальных знаний; приращение знаний по специальным дисциплинам; освоение новых прикладных знаний и совершенствование навыков выполнения трудовых операций; с другой стороны, — система образовательных учреждений. Кроме этого этот термин обозначает также его знания, навыки и умения, составляющие способность к выполнению специализированных функций в сфере оплачиваемого труда [4]. По мнению С.М. Вишняковой [5] профессиональное образование отличается от общего за счет большого разнообразия профессий и специальностей, форм подготовки, коротком сроке жизни учебно-программной документации, из-за быстрого изменения содержание профессионального обучения. На первый взгляд может показаться что в интерпретации определения профессионального образования в Федеральном законе [8] понимается только процессуальная составляющая образования. Однако анализ определения самого термина образование в законе, где оно раскрывается как «…единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» показывает, что, по сути, никаких разночтений и противоречий у авторов этих определений нет. Единственное отличие формулировок заключается в том, что в определении профессионального образования в работе [4] включена система образовательных учреждений, чего нет в определениях из двух других источников.

Рассмотрим подробнее структуру образовательных учреждений профессионального образования, а также место учебно-научных центров в этой структуре. Связано это с тем, что за последние 20 лет произошли определенные изменения в системе образования. Например, в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года [6] четко выделялись следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. В новом, действующим законе «Об образовании в Российской Федерации» [8] определены два вида организаций, осуществляющих образовательную деятельность — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Фактически данный закон позволяет отказаться от жесткого регулирования вопросов создания и наименования образовательных организаций. Это привело к появлению разнообразных учебных заведений с, порой, экзотическими названиями: академии, университеты, федеральные университеты, национальные исследовательский университеты, институты, учебно-научные центры. К последним можно отнести такие образовательные организации как военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»; Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова». В структуре образовательных организаций наряду с факультетами и кафедрами появились центры, школы и другие подразделения. Внутри этих подразделений, в свою очередь, наряду с кафедрами появляются отделения, секторы, центры, учебно-научные центры и т.д. Введение в закон положения о организациях, осуществляющих обучение, позволило создавать учебно-научные центры при научно-исследовательских институтах и центрах. Следует отметить, что существуют специализированные учебно-научные центры (СУНЦ) — структурные подразделения, как нетиповые структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, осуществляющие углубленное дифференцированное обучение по программам основного общего и среднего общего образования. Всего в России 4 СУНЦа: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Итак, на основе анализа данной информации можно выделить четыре типа учебно-научных центров: а) разновидность научного центра; б) подразделение образовательной организации; в) подразделение организации, осуществляющей обучение; г) образовательная организация.

Очевидно, что в учебно-научном центре, независимо от того, является ли он образовательной организацией или только подразделением организации, осуществляющей образовательную деятельность, контингент обучающихся относится к категории взрослых и, соответственно, к нему в полной мере применим андрагогический подход. Терминология данного подхода в концентрированном и систематизированном виде была приведена в работах [1] (50 терминов) и [2] (114 терминов). Анализ указанной литературы и других источников позволяет выделить терминологическое поле, описывающие вопросы обучения взрослых в учебно-научном центре. Следует отметить, что данные пособия были изданы 18 и 14 лет назад, соответственно. Однако, в новых изданиях терминологический состав изменился не существенно. За это время был принят новый закон об образовании, появились новые образовательные стандарты, а также государственные стандарты, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В них были введены термины, обязательные к употреблению в сфере образования. Например, было уточнено применение терминов дистантное обучение и дистанционное обучение, которые использовались ранее как эквивалентные. В законе и стандартах введено понятие дистанционные образовательные технологии. Термин тьютор (калька англоязычного термина tutor) в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36-2011 получил русскоязычное обозначение «наставник» и расширенное определение как лицо или ИТ-система, которая помогает обучающемуся. Также следует выделить термины, трактовка которых не претерпела существенных изменений. К ним относятся андрагогическая модель обучения и андрагогические принципы обучения. Андрагогическая модель обучения — организация деятельности обучающегося и обучающего, основанная на семи основных постулатах. которые не изменились за последнее время. Это ведущая роль обучающегося; стремление к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению; использован в качестве важного источника обучения жизненного опыта; решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели в результате обучения; расчет на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний; временная детерменируемость учебная деятельности обучающегося; влияние (положительное или отрицательное) бытовых, профессиональных, социальных факторов на процесс обучения; процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Без изменений осталась и трактовка андрагогических принципов обучения: приоритет самостоятельного обучения; самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения. Особо следует отметить, что в терминологии андрагогики прослеживается слабая связь с терминологией стандартов по таким разделам как информационно-коммуникационных технологий в образовании, информационные технологии.

Таким образом, можно констатировать, что терминология андрагогического подхода к профессиональному образованию требует обновления и гармонизации с разработанными стандартами.


Список литературы

  1. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. — М .: Флинта; Наука,1999.-152с.
  2. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. 19 с.
  3. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб. — Воронеж, 1995. 232 с.
  4. Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева. (Электронный вариант) URL: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf (дата обращения: 18.02.2018)
  5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 c.
  6. Основы педагогики и андрагогики: учеб. пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. 90 с.
  7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.08.1996 № 125-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/500030 (дата обращения: 20.02.2018).
  8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 19 февраля 2018 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 20.02.2018).