ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ЗАНЯТЫМИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА

№11,

Экономические науки

Веприков Владимир Викторович
Суворова Алевтина Павловна (Доктор экономических наук)


Ключевые слова: СИСТЕМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ; ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ; УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ СБАЛАНСИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ; ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТЕЙ; SYSTEM OF GAS DISTRIBUTION AND CONSUMPTION; RECEIVABLES; OPERATING COSTS; MANAGEMENT OF SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT; PRODUCTION VALUE CHAIN.


Аннотация: Внешние факторы оказывают значительное влияние на компании, занятые распределением газообразного топлива. Принятие новых законов, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации систем газопотребления и газораспределения, подталкивает к пересмотру и изменению методов и инструментов управления компанией. Цель статьи – обоснование необходимости разработки и модернизации моделей управления финансами корпоративных структур. Результат исследования – выявлены факторы, обеспечивающие реализацию ключевых компетенций цепочки ценностей для всех предприятий отрасли.

Обеспечение рационального стратегического управления развитием предприятия, работающего на рынке распределения газообразного топлива, основано на ряде ключевых компетенций цепочки ценностей: технологической, природноресурсной, управленческой, финансовой и ряде других.

Система газораспределения существует по всей стране во всех регионах РФ, Все сети по давлению газа в трубопроводе можно поделить на высокие и низкие. Как правило, на каждом региональном рынке, действует одна или две газораспределительные организации (далее ГРО). Специфика деятельности ГРО определяется, в основном, объемами транспортируемого газа. Тарифы на транспортировку газа по сетям газораспределения регулируются на уровне государства. Предприятия с большим объемом транспорта газа более сбалансированы и предсказуемы. У предприятий с небольшим объемом транспорта газа (по ОКВЭД транспорт газа является основным видом деятельности) прочие виды деятельности занимают до 50% от объема выручки. На таких предприятиях остро стоит проблема управления оборотными активами, включая управление дебиторской задолженностью. Проблемы роста дебиторской задолженности напрямую связаны с воздействием внешней среды, а решение проблемы как правило лежит в сфере «клиенты», поэтому при разработке стратегии поведения можно воспользоваться системой сбалансированных показателей Нортона- Каплана.

На сегодняшний день модель ССП Нортона – Каплана (Balansed Scorecard, RRaplan, D. Norton) [1. с. 415] является наиболее распространенной. За основу в ССП Нортона-Каплана поставлена идея выработки некой стратегии с последующим определением ключевых показателей эффективности.

Укрупнено СПП Нортона-Каплана включает три основных элемента и сопутствующие им процедуры:
1. Разработка карты стратегических задач;
2. Составление тактической карты сбалансированных показателей;
3. Осуществление процессов планирования, сбора информации, отслеживание фактических значений показателей и контроля.

Центральное место в ССП Нортона-Каплана отводится причинно-следственным связям. Именно внутренняя логика, взаимосвязь отдельных показателей и служат объектом «балансирования». Стратегия – это набор гипотез о причинах и эффектах. «Правильно сконструированная система должна информировать о стратегии той или иной бизнес-единицы в виде цепочки причинно-следственных отношений» [4].

Для выявления причинно-следственных связей недостаточно простого изучения финансовых показателей на основе бухгалтерской отчетности, необходимо знание предприятия или компании, ее внутренних процессов и логистики операций. Основная идея ССП – это сбалансировать деятельность компании во времени и в пространстве. Показатели, характеризующие деятельность компании во времени, должны соответствовать ее тактическим задачам, и должны быть разработаны на основе стратегической цели, миссии предприятия или компании.

Как было отмечено выше, большинство предприятий, распределяющих газообразное топливо, имеют сложную организационную структуру. Это обусловливает необходимость балансирования показателей по подразделениям и сферам деятельности, что в средне- и долгосрочной перспективе позволяет достичь существенных результатов за счет роста капитализации компании.

Стратегическое управление развитием предприятий на основе формирования точек роста в рамках выявленных ключевых компетенций диктует необходимость применения научно обоснованного методического подхода к организации стратегического управления в многоуровневой системе. Это, в свою очередь, предполагает необходимость оценки производственной цепочки ценностей, основанной на определении текущего состояния, перспектив развития и стратегического потенциала цепочки с учетом как финансовых, так и нефинансовых показателей, сгруппированных в рамках системы сбалансированных показателей. СПП Нортона-Каплана как раз позволяет достичь этих целей.

В совокупности с правильной финансовой оценкой существующих на предприятии процессов это позволит разработать стратегическую карту компании и разработать ключевые показатели. Концепция составления стратегической карты представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Концепция составления стратегической карты

Таким образом, итогом разработки стратегической карты по ССП Нортон-Каплан является «дерево целей», в котором каждая конкретная задача получает описание и направление реализации по всей цепочке приложения усилий – «финансы», «клиенты», «внутренние процессы», «обучение и развитие». Применение данной системы позволило выявить проблемы с внеоборотными и оборотными активами предприятия, распределяющих газообразное топливо.

Во-первых, низкий коэффициент ввода активной части основных средств и низкий коэффициент годности основных средств. Объясняется тем что, сети газораспределения строились в начале 60-х годов параллельно с созданием газораспределительных организаций и только сейчас начинается замена устаревших сетей или продляется их срок службы по результатам диагностирования.

Во-вторых, ежегодный рост дебиторской задолженности на предприятии складывающийся из:
1. долгов за обслуживание сетей и оборудования находящегося на балансе муниципалитетов;
2. долгов за обслуживание сетей и оборудования юридических лиц;
3. долгов за обслуживание сетей и оборудования физических лиц;
4. долгов юридических и физических лиц, не подлежащие востребованию в следствии неправильно оформленных документов.

Для примера приведем структуру дебиторской задолженности одного их предприятий рассматриваемого вида деятельности за 2016 и 2017г. в % отношении от общей задолженности.


Рисунок 2. Структура дебиторской задолженности за 2016 г.


Рисунок 3. Структура дебиторской задолженности за 2017 г.

По данным на рисунках 2 и 3 видно, что структура претерпела некоторые изменения в сегменте «строительно-монтажные работы», однако наибольший удельный вес составляет задолженность за транспортировку газа по сетям. Эта задолженность в основном накоплена муниципальными образованиями и теплоснабжающими предприятиями. Перед началом отопительного сезона она снижается и вновь растет с наступлением отопительного сезона.

Наряду с обозначенной проблемой в управлении дебиторской задолженностью, следует отметить проблемы в управлении запасами, прежде материалов для эксплуатации, составляющими около 90% всего объема запасов. Причина накопления материалов на складах обусловлена сезонностью работ и необходимостью поддержания аварийного запаса (материалы для устранения аварийных ситуаций на сетях газораспределения и газопотребления).

Если к решению проблем с дебиторской задолженностью каждая компании компания подходит по-своему, то с запасами материалов поступают практически все одинаково. Во-первых, избавляются путем продажи или списания неликвидов, во-вторых, стараются перейти на двухлетний цикл строительства объектов газоснабжения. В первый год осуществляется разработка технико-экономическое обоснование инвестиций, проектирование, проведение торгов, заключение контрактов, во второй год − строительство объекта и пуск в эксплуатацию. С ликвидацией дебиторской задолженности все гораздо сложнее. Если рост дебиторской задолженности физических лиц удается снижать или сохранять на определенном уровне, то с задолженностью юридических лиц и муниципальной (государственной) у предприятий, в виду отсутствия рычага воздействия, только один путь – взыскание задолженности по суду. При этом взыскание не всегда возможно в виду банкротства предприятий или ненадлежащего оформления документов.

Внедрение ССП позволяет создать систему по контролю за дебиторской задолженностью, так как показатели финансового управления и учета становятся взаимосвязанными, а исполнители при выполнении своих локальных задач имеют возможность контроля за правильностью выполнения возложенных на них задач. Формирование системы управления реализацией стратегии развития производственной цепочки ценностей предполагает необходимость проектирования организационной структуры управления с необходимым уровнем жесткости и надежности, который в свою очередь определяется интегральным уровнем рисков развития, объединяющим институциональные риски, риски человеческого фактора, риски внешней среды.


Список литературы

  1. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т.И. Григорьева. – 3-е изд., перер. и доп. – М.; Издательство Юрайт, 2015. – 486 с.
  2. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты / Р. Каплан, Д. Нортон. –М.: Олимп-Бизнес, 2015. –512 с.
  3. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика, Практикум: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / В.Г. Когденко, М.В. Мельник. –М.:ЮНИТА–ДАНА, 2014. –15 с.
  4. The Balanced Scorecard – режим доступа: http://www.pc-freak.net/international_university_college_files/business_scorecard/%5BHarvard%20Business%20Review%20-%20January-February%201992%5D%20-%20Kaplan%20&%20Norton%20-%20The%20Balanced%20Scorecard%20-%20Me.pdf (Дата обращения: 05.02.2018)
  5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 – режим доступа: http://base.garant.ru/70381684/ (Дата обращения: 23.01.2018).