ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

№11,

Педагогические науки

Якунченко Оксана Юрьевна


Научный руководитель: Сабирова Л.А., к.ф.н., кафедра философии и социологии, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета


Ключевые слова: НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; ПРОБЛЕМА; САМОРЕАЛИЗАЦИЯ; ПОЗНАНИЕ; SCIENTIFIC RESEARCH; PROBLEM; SELF-REALIZATION; COGNITION.


Аннотация: В статье анализируется и подвергается рассмотрению проблема организации научных исследований педагогов. Обсуждаются основные вопросы, касающиеся организации когнитивной деятельности.

Современная действительность предполагает и требует целенаправленное развитие эвристического потенциала педагогов. Высокопрофессиональная деятельность преподавателя оценивается не только в рамках реализации непосредственно учебной деятельности, но и посредством регулярной эскалации исследовательской компетентности. На сегодняшний день перед педагогом стоит задача регулярного осуществления исследовательской и перцептивной деятельности, с целью повышения когнитивной и профессиональной культуры, профессиональному самосовершенствованию, самообразованию, самореализации. В этих условиях возникает актуальная потребность в том, чтобы исследовательская деятельность преподавателя оказывалась целенаправленной и профессиональной, а также выделялась в самостоятельный элемент педагогической деятельности [3, с. 78].

Безусловно, процесс организации научно-исследовательской деятельности педагогов это трудоемкий и энергозатратный вид познавательной деятельности, регулярное открытие объективных закономерностей истощают ментальные ресурсы. В результате, эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеющий самоцелью получение той или иной теоретической и практической обоснованности становится вынужденным процессом, в то время как рассмотрение научных исследований является основополагающим критерием оценивания рентабельной деятельности преподавателя.

В связи с возрастанием исследовательской роли в деятельности педагога возникает ряд проблем, связанных непосредственно с реализацией этой самой деятельности, повышается внимание к вопросам организации и реализации научно-педагогического исследования [5, с. 53].

О проблемах научных исследований, с которыми сталкиваются вузовские ученые-преподаватели, присутствуют специальные работы, однако в небольшом количестве, о них недостаточно говорят и пишут. Ниже попробуем осветить некоторые вопросы, связанные с организацией научно-педагогического исследования. Опираться при этом будем преимущественно на обобщенные материалы интернет-обсуждений. Первой из таких «болевых точек» является рассмотрение научных исследований в качестве критерия эффективной деятельности вузовского преподавателя. Очевидным фактом становится то, что научные разработки в высших учебных заведениях носят большей частью характер «хобби», которое осуществляется в свободное от основной работы время [2]. Таким образом, осуществление индивидуальной профессиональной исследовательской деятельности оказывается невозможным вследствие того, что учебная нагрузка преподавателей слишком велика и на разработку научных исследований фактически не остается достаточного количества времени. Кроме того, не стоит оставлять без внимания и тот факт, что помимо самореализации в науке, преподаватель также занят приобщением обучающихся к учебно-исследовательской деятельность, направленной на образование, воспитание и развитие обучающихся, на активизирование познавательной инициативности, индивидуально-творческого потенциала, формирование логического, научного мышления, что в свою очередь, также отнимает огромное количество времени [1, с. 112]. Более того, данное обстоятельство усугубляется финансовой стороной вопроса. Любая исследовательская работа предполагает апробацию и чем выше авторитетность журналов, тем выше цены на реализацию научного труда.

В заключение хотелось бы отметить, что научно-исследовательская деятельность педагога это и есть эффективное движение вперёд, обеспечивающее перспективное развитие высших учебных заведений. Поэтому преподаватель должен уметь реализовывать разного рода инновационную, исследовательскую и проектную деятельность, а также осуществлять экспериментальную работу, обобщая и распространяя свой опыт.


Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 217с.
  2. Клещева И.В. Направления формирования исследовательской компетентности педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-54 (Дата обращения: 14.11.2017).
  3. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000.
  4. Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях. / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. – М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2008.
  5. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск, 2006.