СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖНИ И БИЗНЕСА

№11,

Экономические науки

Колобова Ирина Николаевна

Попов Владислав Валерьевич


Ключевые слова: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ; УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК; CUSTOMS ADMINISTRATION; CUSTOMS CONTROL; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS REGULATION; ELECTRONIC DECLARING; REMOTE RELEASE.


Аннотация: В статье рассмотрено взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом, имеющий целью повышение качества таможенных услуг. Проанализированы основные функции, возложенные на таможенные органы Российской Федерации, которые помогут более эффективно откликаться на постоянные изменения в международной практике и на требования бизнес-сообщества и государства. Выявлена и обоснована необходимость партнерского сотрудничества и обмена накопленным опытом между таможенными органами и предпринимательским сектором.

Эффективность взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности определяется рядом показателей, таких как: скорость и простота процесса прохождения таможенного оформления, уровень двухстороннего обмена информацией, прозрачность и предсказуемость таможенных процедур, оптимизация совместной деятельности, регулирование внешней торговли и т.д.

Таможенные органы Российской Федерации одновременно выполняют множество функций. К трем основным относят: фискальную, правоохранительную и функцию оказания содействия предпринимательскому сектору. Вспомним, что глубокие изменения были внесены принятием Федерального закона №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». На сегодняшний день Федеральный закон №311-ФЗ – это основа таможенного администрирования. В нем прописан партнерский характер взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, который достигается путем упрощения таможенных процедур.

Исходя из этого утверждения, главная цель таможенных органов – реализация своей деятельности, для упрощения и ускорения таможенных процедур и операций, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и ЕАЭС. Результатом реализации этой политики является: со стороны бизнеса — минимизация издержек и сроков при прохождении процедуры таможенного оформления, со стороны таможенных органов – выполнение своих должностных обязанностей при полном соблюдении законодательства.

Рассматривая сегодняшние нерешенные проблемы в области внешнеэкономической деятельности, ярко выделяются следующие: длительность прохождения таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, высокая степень издержек, упущенная экономическая выгода. Таможенным органам Российской Федерации следует придерживаться нового ориентира в своей деятельности, не только эффективно взимать платежи за оформление грузов, но и качественно оказывать услуги, учитывая потребности бизнеса, выступающего в статусе клиента.

Встает вопрос поиска новых путей и реализации передовых механизмов, которые помогут гармонизировать взаимоотношения таможни и предпринимательского сектора. Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, рекомендованные ВТамО. К ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». К сожалению не всегда таможенным органам в полной мере удается реализовать эти задачи, т.к. бывают случаи, когда проявляется пассивность или недопонимание со стороны бизнес-сообщества. Также только усилия участников внешнеэкономической деятельности, без содействия таможни, не приведут к ускорению, оптимизации и удешевлению процесса международного перемещения грузов.

Еще одним методом гармонизации и упрощения процедуры таможенного оформления является внедрение принципа электронного декларирования грузов, т.к. это значительно уменьшает издержки участников ВЭД. Предоставление документов в бумажном виде снижает оперативность рассмотрения и принятия решений, вследствие приводит к задержкам и простоям транспорта в пунктах пропуска.

Два основных этапа реализации таможенного контроля, на которых производится взаимодействие: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому относят – предварительное информирование, таможенный контроль, удаленный выпуск, выставление таможенных платежей. Ко второму относят – консультирование, совещания и переговоры по вопросам выполнения обязательств и ускорения оформления.

Для максимально эффективного развития партнерских отношений необходимо придерживаться принципиальных положений:
— понятности и прозрачности;
— доступности и открытости;
— активности со стороны государственных органов;
— применять современные технические средства и методы контроля;
— изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
— поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
— внедрять онлайн решения;
— проводить опросы пользователей.

Таможенные органы обязаны не только формировать комфортную среду для предпринимательства, но и содействовать развитию мировой торговли, с минимизацией затрат экономики государств. В дополнение к этому необходимо вести политику защиты общества от незаконного перемещения товаров через государственную границу и потоков контрабанды. Нельзя не упомянуть о том, что взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности происходит как на территории Российской Федерации, так и в рамках Евразийской интеграции.

Вспомним, что деловые круги и таможня вышли на качественно новый уровень взаимодействия. При ФТС был создан Общественный Совет, в апреле 2016 состоялось первое заседание. Главными целями Общественного совета при ФТС являются:
— общественный контроль деятельности таможенной службы,
-рассмотрение принимающихся социально значимых нормативных правовых актов,
— мониторинг качества государственных услуг, оказываемых бизнесу,
— реализация контрольно-надзорных функций,
— проведение кадровой и антикоррупционной работы,
— исполнение ежегодных планов деятельности Федеральной таможенной службы.

Другой площадкой для двухсторонних переговоров является Общественно-консультативный совет по таможенной политике при Федеральной таможенной службе РФ. В состав входят 50 представителей из крупнейших предприятий и ассоциаций различных сфер экономики. Для максимально эффективного информирования предпринимательского сектора на постоянной основе проводятся интернет-семинары и видеоконференции с привлечение деловых кругов и служащих таможенных органов.

Каждый год проводят мониторинг общественного мнения, результаты которого определяют долю участников внешнеэкономической деятельности, которые удовлетворены качеством таможенных услуг, а также принимают предложения для улучшения и гармонизации этих услуг.


Список литературы

  1. Макрусев В.В., Черных В.А.. Управление таможенным делом. М.: Изд-во Троицкий мост, 2012 — 448 с.
  2. Колобова И.Н., Бойкова М.В. Реинжиниринг в формировании стратегии таможенных органов. Новая наука: от идеи к результату. Часть 1. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»».
  4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).