ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№11,

Экономические науки

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)

Михайлов Сергей Сергеевич


Ключевые слова: УЧЕТ ЗАТРАТ; ТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ; РАСХОДЫ; СЕБЕСТОИМОСТЬ; НОРМА; COST ACCOUNT; TRANSPORTATION ORGANIZATION; TRANSPORT SERVICES; COSTS; COST PRICE; NORM.


Аннотация: В статье определена роль транспортных расходов в совокупных затратах предприятий на производство продукции. Рассмотрены особенности их формирования и учета. Сформулирован перечень основных факторов, оказывающих влияние на структуру данных затрат в транспортных организациях.

Довольно-таки большое количество организаций и компаний, как известно всем, осуществляют хозяйственную деятельность различных отраслей. При этом некоторые из них в процессе своей деятельности могут столкнуться с транспортными расходами, которые связаны с какими-либо материальными ценностями. Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику [8]. Что мы можем иметь под понятием «услуги»? В данном случае, это перевозка грузов или пассажиров. Учет (транспортные расходы) в транспортных компаниях ведут в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательствами, а также согласно распоряжениям Минтранса [1, c.24].

В транспортных организациях применяются специальные методы, способы, а также особые приемы учета затрат на производство их продукции. Формирование себестоимости готового продукта зависит, в первую очередь, от состава затрат самой организации, от вида ее деятельности. Основной вид активов транспортных организаций – транспортные средства, что является отличительной особенностью данных компаний. Важной составляющей себестоимости работ в транспортных организациях, конечно же, являются транспортные расходы предприятия. К таким расходам относят стоимость транспортировки определенных грузов, которые осуществляются сторонними организациями, и себестоимость работы собственного транспорта компании. Данные транспортные расходы зависят от различных факторов, к которым можно отнести условия эксплуатации, структуру перевозимых грузов, расстояние и вид автопарка, марки транспортных средств, регулярное техническое обслуживание и другие.

В составе затрат транспортных организаций значимый объем занимают расходы на горюче-смазочные материалы и шины. Нужно уметь правильно организовывать учет этих активов. Ведь от этого зависит перспектива транспортной компании, ее эффективная работа и финансовое благополучие. На сегодняшний день учет затрат транспортных организаций идет по следующим основным статьям: затраты на топливо, на ремонтные работы, на амортизацию, на оплату труда водителей, на смазочные и обтирающие материалы, на восстановление и ремонт автошин [7, c. 897].

Под влиянием всевозможных факторов формируются транспортные затраты (расходы). Они могут объединяться в соответствии с определенными особенностями и характеристиками предприятий. Наиболее широкое распространение получило деление факторов на внешние и внутренние [5, c.723]. Внешние факторы – это автономные факторы, которые свободны от влияния предприятий, отражают условия и окружающую среду работы организаций. Сюда можно отнести изменение тарифов и ставок, нормы начислений, стоимость компонентов материальных затрат и т.д. Внутренние же факторы – это, наоборот, факторы зависимые, которые объединены с употреблением ресурсов для изготовления продукции. К таким факторам причисляют, например, объем и структуру, равномерное исполнение предоставленного плана производства, состояние и эффективность использования материально-технической базы, производительность труда.

Многие из названных выше факторов оказывают влияние на величину затрат не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, что нельзя оставить без внимания при анализе затрат предприятия [6, c.47].

В зависимости от выбранного предприятием метода отражения в учете затрат по доставке и заготовке товаров различается порядок учета транспортных расходов. Например, если порядок отражения транспортных расходов связан с приобретением каких-либо товаров, то в бухгалтерском учете используется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Здесь включаются также счета 41 «Товары», 44 «Издержки обращения», списание расходов в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и т.д. Могут отражаться транспортные расходы в следующих проводках:
— Д 19 К 76 – учтен НДС по транспортным расходам;
— Д 76 К 51 – оплачены услуги транспортной организации;
— Д 46 К 44 – списаны издержки обращения, т.е. транспортные расходы, на себестоимость;
— Д 51 К 62 – поступила сумма возмещения транспортных расходов от покупателя (включая НДС).

Рассмотрим на примерах некоторые виды показателей и порядок их использования (затрат):
1. Пробег транспортного средства: учет ведется путем снятия показателя одометра с указанием данных в путевом листе [8].
2. Норма расхода топлива: устанавливается на основании норм Минтранса или самостоятельно разработанных тарифов [8].
3. Прочие расходные материалы – жидкости, присадки и другие: устанавливаются организациями на основании технических характеристик транспортного средства.
4. Расходы на текущий ремонт: затраты списываются в размере фактических расходов.
5. Расходы на средний и капитальный ремонт: списание производится в текущем периоде фактических затрат, при этом используя средства создаваемых резервов [4, c.30].

Кроме вышесказанных расходов, так называемых нормируемых, эксплуатация транспорта имеет дополнительные расходы по обеспечению предрейсовых медицинских осмотров, страхованию транспортного средства, периодическому техническому осмотру транспорта, проведению регулярного технического обслуживания, услуг по погрузо-разгрузочным работам, услуг по взвешиванию груза и т.д.

Для обеспечения норм показателей транспортные организации должны выпускать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации [3, c.81]. В данных стандартных перечнях приказов указываются лица, получившие транспортное средство на хранение; нормы расходования топлива и прочих жидкостей; нормы и периодичность замен шин; состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта [2, c.76].

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения [8]. Нормирование расходов прилагается предприятиям, которые имеют транспортные средства, а также которые оказывают транспортные услуги для собственных перевозок работников или грузов.

Таким образом, затраты транспортной организации являются немаловажной составляющей расходов, связанных с реализацией продукции. Организации самостоятельно могут утверждать в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень транспортных затрат по доставке необходимых материальных ценностей на предприятие. Однако нельзя оставлять без внимания экономическую сущность самих расходов и специфику деятельности компании. Построение эффективной системы управления транспортными затратами в транспортных организациях, позволит транспортным предприятиям в дальнейшем понизить совокупные затраты на производство своей продукции, увеличить свою экономическую безопасность, а также улучшить свое финансовое состояние.


Список литературы

  1. Михайловская Ю.В. Сбыт продукции: как учесть транспортные расходы? / Ю.В. Михайловская // Главбух. — 2002. — №23. — С. 23-29.
  2. Стринковская А.С. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 3 (13). – С. 75-82.
  3. Сухарева С.В. Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия //NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. № 50. – С. 80-82.
  4. Чаннова С.В. Ремонт автомобиля / С.В. Чаннова // Главбух. — 2001. — №15. — С. 27-32.
  5. Эйхлер И.А. Организация эффективной работы системы транспортного обеспечения сельскохозяйственной деятельности / И.А. Эйхлер, В.В. Буц // Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее материалы II Международной научно-практической конференции. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». – 2016. – С. 722-725.
  6. Эйхлер Л.В. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды: монография / Л.В. Эйхлер, А.С. Стринковская. – Омск: ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ), 2011. – С. 26-56.
  7. Akhmetshin E.M, Osadchy E.A., New requirements to the control of the maintenance of accounting records of the company in the conditions of the economic insecurity//International Business Management. — 2015. — Vol.9, Is.5. — P.895-902.
  8. Электронный журнал. – Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании. URL: http://online-buhuchet.ru/uchet-v-transportnoj-kompanii/ (Дата обращения 15.12.2017)