ПОНЯТИЕ ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

№11,

Юридические науки

Хафизов Дим Халимович


Ключевые слова: ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА; ПОНИМАНИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ; СМЫСЛ НОРМЫ ПРАВА; ЦЕЛЬ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА; ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА; THE INTERPRETATION OF THE LAW; UNDERSTANDING LAW; THE MEANING OF THE LAW; THE PURPOSE OF THE INTERPRETATION OF LAW; THE TASK OF INTERPRETATION OF LAW.


Аннотация: В статье рассматривается понятие правоинтерпретационной деятельности (деятельность по толкованию права) выясняется ее сущность и значение в реализации права.

Под правоинтерпретационной деятельностью (толкованием права) понимается деятельность по установлению точного смысла правовой нормы в целях правильной реализации нормы права – в форме соблюдения, исполнения, использования, и особенно при применении норм права. Толкование права является необходимым механизмом правореализационного процесса, благодаря которому достигается возможность воплощения в жизнь той или иной правовой нормы. Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования.

Понимание смысла правовой нормы без правоинтерпретации немыслимо, поскольку понимание как составная часть толкования является знанием о той или иной норме права, благодаря которому происходит раскрытие ее смысла. Правовые нормы не действуют сами по себе: его реализуют люди, воспринимающие нормативные предписания через свое индивидуальное правосознание. Восприятие осуществляется через механизм понимания. Понимание же в свою очередь основано на познании смысла нормативного предписания. То есть, для того чтобы воспринять ту или иную норму права, необходимо понять ее смысл, т.е. то, что она представляет сама по себе. Понять правовую норму – значит извлечь из ее формы внутреннее содержание, то есть то, что выражено в нем.

Взятая в отдельности правовая норма без ее понимания является абстрактностью, лишенная конкретности. Только в результате толкования она становится понятной участникам соответствующих общественных отношений и готовой быть реализованной. «Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности осуществляется тогда, когда она становится знаемой, известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам» [1, c. 276].

Отметим, что правоинтерпретационная деятельность не чисто механическое дело, как может показаться на первый взгляд, наоборот, надлежащая интерпретация юридических норм очень тонкое и ответственное дело. Толкование правовых норм – сложный вид правовой деятельности, который требует глубокого анализа правовой нормы направленный на установление подлинного смысла правовой нормы. Однозначное понимание толкуемой нормы права является своеобразным фундаментом, на основе которой обеспечивается законность и правопорядок.

Более того в процессе правоинтерпретации могут обнаружиться неточности, содержащихся в правовой норме, выявляться пробелы в праве. А это в свою очередь является сигналом для законодателя внести коррективы в правовые нормы, более внимательно отнестись к процессу создания норм права. Толкование права выступает активной, творческой и кропотливой деятельностью, своего рода искусством, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта.

Исходя из этого толкование позволяет понять, в чем состоит истинный смысл нормы права. Еще Цицерон говорил, что знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. В соответствии с этим понимание смысла закона означает понимание его внутреннего содержания, который закладывается словами. Отсюда следует, что толкование права – необходимый процесс по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме, направленная на развитие смыслового содержания правовых норм. Этот процесс направлен на работу с текстуальной формой выражения правового предписания, отсюда понимание текста после прочтения — это и есть поиск смысла законодательной нормы.

Важно подчеркнуть, что правоинтерпретационная деятельность не создает норм права, которые призваны закреплять правило поведения. Толкование – это не правотворчество и оно не имеет своим результатом создание новой нормы права. Утверждение о том, что в результате толкования правовых норм создаются новые нормы права, следует признать необоснованной. Например, В.А. Петрушев считает, что разъяснения Верховного Суда РФ, даваемые по вопросам судебной практики, обладают обязательной силой, а следовательно, являются нормами права [2, c. 74].

Мы считаем этот подход неверным, поскольку правоприменительные органы при интерпретации правовых норм не только не обладают, но и не имеют права в интерпретационных актах формулировать правовые нормы. Деятельность правоприменительных органов ограничена толкованием конкретных норм права и в соответствии с его результатами применением этих норм права в соответствующих правоотношениях. Деятельность по созданию норм права исключительно возложена на законодательный орган. Потому, толкование всегда вторично, а норма права первична. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя, т.е. объясняется содержание правила поведения.

Интерпретируя ту или иную норму права, можно получить новое знание о норме. Поэтому при толковании правовых норм вырабатываются не нормы права, а правоположения, которые по утверждению Н.А. Власенко представляют собой своего рода «сгустки» правовой материи, способные ее развивать, конкретизировать и уточнять, являются фактором развития правотворчества [3, c. 63]. Толкование призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Толковать – это значит обслуживать право, а не творить право.

Учитывая это, толкование возможно только тогда, когда существует норма права и неясен его смысл, а не тогда, когда этой нормы нет. В этом случае имеет место пробел в правовом регулировании, который преодолевается с помощью с помощью аналогии закона или аналогии права, а не с помощью толкования права. В этой связи, не соответствует теоретическим воззрениям о толковании права Положение ЦБ РФ от 18.07.2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России», устанавливающим, что «официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России являются актами толкования нормативных актов Банка России и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России» [4].

Таким образом, целью правоинтерпретационная деятельности выступает выяснение точного, единообразного смысла юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте. Отсюда следует, что конечная цель толкования правового предписания – это установление его истинного смысла, т.е. выявление того, что сказал законодатель в тексте нормативного правового акта, в котором содержится толкуемая норма права. Таким образом, интерпретатор должен правильно понять истолковываемое им правовое предписание и на основе этого решить вопрос о возможности его реализации в определенном случае.

В соответствии с поставленной целью главная задача толкования права состоит в эффективной реализации правовых предписаний в режиме строгой законности. Тем самым правоинтерпретационная деятельность должна быть направлена на правильное, точное, единообразное понимание и применение законов; выявление той сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, что способствует укреплению законности и стабильного правопорядка, охраны прав и свобод всех субъектов права.


Список литературы

  1. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ. 2012. – 704 с.
  2. Петрушев В.А. Обладают ли разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практике обязательной силой? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 72-78.
  3. Власенко Н.А. Судебные правовые дефиниции: природа, функции, основания деления и виды // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 61-65.
  4. Положение ЦБ РФ «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» (утв. Банком России 18.07.2000 N 115-П) // Вестник Банка России, N 41, 26.07.2000.