ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ОСОБЕННОЕ СВОЙСТВО ФИЛОСОФОВ
№11,
Философские науки
Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)
Ключевые слова: ЧУВСТВО ЮМОРА; МЫШЛЕНИЕ; СВОЙСТВО; ОСОБЕННОЕ; ЛИЧНОСТЬ; ФИЛОСОФ; A SENSE OF HUMOR; THINKING; PROPERTY; SPECIAL; PERSONALITY; PHILOSOPHER.
Проблема чувства юмора философов активно рассматривается в историко-философской литературе [1-4]. В ней рассмотрены сущность чувства юмора философов, конкретные обстоятельства его использования, приведены примеры его применения известными философами. Вместе с тем, в ней недостаточным образом рассмотрена роль чувства юмора философов в разъяснении их идей, способы и формы его применения известными философами. В данной статье предпринята попытка решить указанную проблему. Был применен биографический метод исследования, позволивший выявить многочисленные примеры наличия чувства юмора у абсолютного большинства известных философов [5].
Чувство юмора – это способность человека замечать комическое в определенных окружающих явлениях и жизненных ситуациях и реагировать на него посредством эмоционально-выраженного смеха. Реакция на комическое в виде смеха, как правило, вызвана умением человека видеть своеобразное противоречивое сочетание в окружающих явлениях положительных и отрицательных свойств. Причем смех в данный момент носит дружелюбный характер. Он не приводит к уничижительному отношению к объекту, который вызывает смех. Чувство юмора присуще, прежде всего, философам, которым привычно видеть мир в противоречиях, в сравнении с мысленным идеалом, с иронически-скептическим отношением ко всему окружающему. Недаром Платон утверждал, что «философия – это веселая, шаловливая наука».
Исследование биографий выдающихся философов показывает, что абсолютное большинство из них обладало чувством юмора [2]. Чувство юмора позволяет философам видеть смешное в жизненных ситуациях и выражать его в материальной форме (шутка, карикатура, анекдот и т.п.) определенным образом (иронично, сатирически, саркастично и т.д.). Причем оно присутствует не только в сфере мышления философов, но и в их душевном настрое. Чувство юмора выступает как особенное свойство характера философов. Как отметил О.М. Мухутдинов, «философы знали толк в хорошей шутке» [3, с. 36]. Многие их жизненные поступки, высказывания или суждения отличались комичностью, ироничностью, анекдотичностью и парадоксальностью. Особенным чувством юмора отличались Августин, Анаксимен, Антисфен, Буридан, Л.Витгенштейн, Вольтер, Демокрит, Диоген, Р.Декарт, Дидро, Евбулид, И.Кант, Ф.Ницше, Платон, Б.Рассел, Сократ, А.Шопенгауэр, Эразм Роттердамский и многие другие. Известно, что, например, Демокрит «всё смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела». В.Соловьев после хорошей шутки заливался здоровым олимпийским хохотом неистового младенца, который иногда перетекал в мефистофелевский смешок: хе-хе, или и то и другое вместе. Н.Бердяев отмечал, что очень любил смех и смешное.
Чувство юмора позволяло философам осуществить следующее.
Объяснение своих философских идей. Чувство юмора помогало философам раскрыть комическим, доступным образом сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей. Так, например, Диоген в то время, когда Зенон в очередной раз взялся доказывать, что движения не существует, принялся ходить вокруг него. Зенон не выдержал: – Сделай милость, прекрати, постой спокойно хоть минутку. – Ах вот оно как! А кто с пеной у рта доказывал, что движения нет? — торжествовал Антисфен. Платон сравнивал человека с двуногой птицей, лишенной перьев, на что Диоген принес ему общипанного петуха и бросил под ноги Платону. На что Платон заметил: человек – это двуногое существо, без перьев, которое не кукарекает без смысла.
Исследование проблемы юмора. Чувство юмора позволило философам выявить сущность юмора, определить его значение для человека, в том числе и философа. Так Аристотель отмечал, что из всех животных он (человек – А.С.) один только способен смеяться. И.Гете признавал юмор проявлением гениальности мыслителя. Ж.П. Рихтер отмечал, что юмор универсален и субъективен, он проявляется как рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комического объекта и приложить к себе мерку идеала. А.Шопенгауэр трактовал юмор как выражение философом намеренно смешного, через которое просвечивает серьёзное. М.Бахтин рассматривал юмор в контексте его общественно-исторической обусловленности.
Новая интерпретация рассматриваемого явления. Чувство юмора побуждало философов к поиску оригинальных трактовок обсуждаемых явлений. С его помощью они обращали внимание на неожиданную ассоциацию несвязанных на первый взгляд обстоятельств. Так, например, Антисфен в народном собрании предложил считать ослов конями. Когда все возмутились, он сказал: «Вы же простым голосованием делаете глупцов правителями нашего города, давайте же проголосуем за то, чтобы ослов считать конями». Г.Гегель, отвечая на вопрос, почему философия не может ответить на некоторые вопросы, заявил: «В этом виновата не философия, а виноват тот, кто неправильно задает вопросы».
Самоирония. Чувство юмора помогало философам посмеяться над самими собой, заняться самоиронией. Оно способствовало правильному самопознанию, позволяло недооценивать и не переоценивать себя [6, с. 814]. Так, например, Сократ изобрел особый способ вести философские споры. Он задавал собеседнику вопросы, всегда изображая себя простаком, неудачи оппонента приписывал себе, незлобиво и добродушно посмеиваясь над ним. Л.Витгенштейн утверждал, что он всю жизнь мечтал написать философскую работу, которая состояла бы из одних только шуток. На вопрос собеседника, почему же он этого не сделал, Витгенштейн ответил: «Наверное, потому что у меня нет чувства юмора». Б.Рассел на вопрос: почему он ничего не пишет об эстетике, ответил: «потому что я в ней ничего не смыслю… Впрочем, это не самое лучшее оправдание, ведь мои друзья говорят, что это не мешает мне писать на другие темы».
Обогащение философского языка. Чувство юмора позволяло философам разнообразить и обогатить свой философский язык. Философы часто применяли в своих произведениях различные смешные метафоры, афоризмы, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, каламбуры. Так Евбулид использовал метафоры «Куча» и «Лысый». Когда его спросили, какие вопросы интересуют, прежде всего, философа, он ответил: например, такие: если прибавлять к одному зерну еще одно, с какого момента появится куча и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна? Если волосы с головы человека выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым. Ж.Буридан использовал метафору «осел». Когда его попросили объяснить, почему человек всегда должен делать выбор, он привел такой пример: стоял осел между двумя копнами сена, находящимися на равном расстоянии от осла. Осел сдох от голода, так как не мог выбрать, какое сено есть. Философы использовали также различные комические сравнения. Так Августин применял следующее сравнение: «Всем нравится прекрасная лошадь, но почем-то совершенно нет желающих ею стать»; Ф.Бэкон: – «Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше демонстрирует свою задницу»; А.Шопенгауэр – «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».
Ведение остроумной дискуссии. Чувство юмора позволяло философам вести споры со своими коллегами в иронической форме. Они часто выявляли смехотворную абсурдность той или иной философской идеи и выставляли ее в комическом виде. Как отметил Л.Н. Столович, «смех был действенным средством полемики с неприемлемой философией. Философы на протяжении всей истории обменивались «пиками острот», опровергая своих философских противников и защищая положения своего учения» [4, с. 60 – 61]. В полемике философы часто нелицеприятно отзывались друг о друге. Так И.Гердер писал, что философия И.Канта – это глухая пустыня, наполненная бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большими притязаниями. Ф.Достоевский заявлял, что Г.Гегель – это «немецкий клоп, который хотел всех примирить на философии». Е.Дюринг писал о К.Марксе, что тот отличался «китайской ученостью, узостью взглядов, философской и научной отсталостью». Л.Толстой писал о А.Шопенгауэре, что тот – «талантливый пачкун». А.Шопенгауэр, критикуя работу одного из своих оппонентов, заявил, что в его книге все неправильно, кроме нумерации страниц. К.Ясперс отмечал, что С.Кьеркегор – «мрачный фанатик».
Выход из затруднительной жизненной ситуации. Чувство юмора помогало философам комическим образом выйти из затруднительной жизненной ситуации, проявить свою находчивость, разрядить возникшие напряженность и стресс. Так, например, Сократ на обвинение в невежестве на том основании, что он сам же говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», ответил: да, я знаю, что я ничего не знаю, а вы и этого не знаете». Гегель на предложение изложить «Науку логики» кратко и по-французски, ответил, что ни первое, ни тем более второе не представляется возможным. Д.Дидро, затрудняясь написать статью в Энциклопедию по теме «Мораль», в разделе «Мораль» указал: смотрите, статью «Этика». М.В. Ломоносов на слова князя Ивана Куракина о том, что тот потомок Владимира Красное Солнышко, ответил, что записи его рода пропали еще во время всемирного потопа. Фалес после осмеяния по поводу падения его в колодец во время наблюдения за звездным небом, сказал, что его предназначение не смотреть вниз, а смотреть вверх.
Чувство юмора играло большую роль в жизни и творчестве философов, оно помогало им:
– раскрывать сущность своих философских идей комическим, эмоционально-выраженным способом;
– раскрыть природу и значение юмора в жизни человека;
– интерпретировать оригинальным образом свои концепции, теории и идеи;
– воспринимать окружающую действительность, свою философскую теорию, самого себя иронически-скептическим образом;
– обогащать свой философский язык различными юмористическими сравнениями, метафорами;
– вести остроумные беседы, споры со своими оппонентами и друзьями;
– выходить с достоинством из затруднительных жизненных ситуаций;
– обеспечить привлекательным и доступным образом распространение своих философских идей среди своих учеников и последователей.
Таким образом, чувство юмора философов, во-первых, их способность замечать комическое в определенных окружающих явлений и жизненных ситуациях и реагировать на него посредством эмоционально-выраженного смеха во-вторых, выражается у философов в использовании ими смешных метафор, комических сравнений и остроумных шуток, в-третьих, позволяет философам раскрывать сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей комическим, эмоционально-выраженным способом.
Список литературы
- Демьянов В. А. Смешное в философии // Філософські проблеми гуманітарних наук. – 2014. – № 23. – С. 46 – 51.
- Калеро П.Г. Философия с шуткой. О великих философах и их учениях. – М.: КоЛибри, 2010. – 400 с.
- Мухутдинов О.М. Юмор и философия – URL: http://studydoc.ru/doc/2713293/oleg-muhutdinov-yumor-i-filosofiya-v-odnoj-iz-poslednih (Дата обращения: 08.02.2018).
- Столович Л.Н. Философия и юмор // Вопросы философии. – 2011. – №4. – С. 58 – 69.
- Sabirov A.G. Heuristic Potentials of Biographical Method in Historical and Phlosophical Studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. Vol. 6, No 3S3. – Р. 249 – 254.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.