ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

№11,

Науки о Земле

Ершова Наталия Евгеньевна


Ключевые слова: ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО; МЕТЕОСТАНЦИИ; ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ; ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ; КАРТА ОБЪЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА; LAND MANAGEMENT; WEATHER STATIONS; TERRITORIAL ZONES; THE LEGAL REGIME OF LANDS; MAP OF OBJECT OF LAND MANAGEMENT.


Аннотация: В статье рассмотрена важность базирования решений по управлению развитием территории на достоверных данных о её состоянии, содержащихся в ЕГРН. Один из видов данных – перечень зон с особыми условиями использования территорий. В настоящее время отсутствуют чёткие принципы установления и внесения в кадастры таких зон, поэтому применяется порядок, установленный как для объектов недвижимости, так и землеустройства.

Управление развитием территорий и его долгосрочное планирование невозможно без полных, достоверных и актуальных данных о состоянии её земельного фонда, поэтому одной из важнейших задач органов государственной власти является внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в специальный государственный информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) [1, 5, 9]. Особенно данная проблема характерна для земель населённых пунктов и пригорода.

На сегодняшний день существует более 200 разновидностей зон с особыми условиями использования территорий. Градостроительный кодекс РФ [4] в ст. 1 п.4 не дает чёткого определения понятия «зона с особыми условиями использования территорий», а лишь перечисляет объекты, относящиеся к ней, причем данный перечень является открытым.

С 1 января 2016 в соответствии изменениями в земельном законодательстве зона с особыми условиями использования территорий перестала быть объектом землеустройства, но сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в ЕГРН до 1 января 2022 года на основании карты (плана) объекта землеустройства [7].

Основные особенности правового режима зон с особыми условиями использования отражены в п. 3 ст.87 земельного кодекса РФ [6]. Далее такие особенности уточняются различными нормативно-правовыми актами. Так, например, территория охранной зоны метеостанции в целях получения достоверных результатов наблюдений требует сохранения открытого природного пространства с естественной травянистой растительностью для обеспечения свободной циркуляции воздушной массы, сохранения температурного баланса, свободного выпадения и переноса атмосферных осадков.

Государственная наблюдательная сеть на территории Костромской области представлена на рисунке 1. Красным цветом показаны метеорологические станции, синим — гидрологические посты наблюдений, фиолетовым — автоматическая метеостанция.

Проанализировав ситуацию в Костромской области на примере установления охранных зон вокруг метеостанций, можно сделать вывод, что охранные зоны установлены в соответствии с «Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением» [8] в виде земельных участков, ограниченных замкнутой линией, отходящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны. Данные о границах зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети внесены в ЕГРН. Таким образом, работы по установлению на местности границ различных зон с особыми условиями использования территорий активно ведутся.


Рисунок 1 – Наблюдательная сеть на территории Костромской области

И всё же в действующем земельном законодательстве вопрос зон с особыми условиями использования территории проработан не до конца. Так Ф. Н. Беликов пишет о том, что «в действующих нормативных правовых актах России отсутствуют четкие принципы установления территориальных зон» [3]. Поэтому следует согласиться с мнением Д. В. Антропова: «необходимо решение теоретических и методических вопросов в области формирования зон с особым режимом использования территорий, их постановки на кадастровый учет и эффективного землепользования на таких территориях» [1].

Комплекс работ при установлении границ зон с особыми условиями использования территорий включает в себя несколько основных этапов[2, 3, 6], представленных в виде схемы (рисунок 2).По результатам работ составляется карта (план) объекта землеустройства и данные о зоне, подобно объекту недвижимого имущества, вносятся в ЕГРН.


Рисунок 2 – Этапы порядка работ при установлении границ зон с особыми условиями использования территорий

Таким образом, зоны с особыми условиями использования территорий имеют ряд особенностей: правовой режим, состав сведений в ЕГРН, этапы при установлении границ. Состояние правового режима регулирования зон с особыми условиями использования территорий в настоящее время далеко от оптимального, на что справедливо обращается внимание в литературе. Необходимо решить ряд вопросов по формированию таких зон, их учёту в государственных кадастрах, особенно, на землях населённых пунктов, что будет благоприятствовать планированию развития их территорий в долгосрочной перспективе.


Список литературы

  1. Антропов, Д. В. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий / Д. В. Антропов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2012.– №11.– С.6-10
  2. Бабич А. Р. Совершенствование процесса систематизации сведений государственного кадастра недвижимости различных территориальных объектов / Экономика и экология территориальных образований– 2016. – № 1. – С. 76-78
  3. Беликов, Ф. Н. О новых принципах установления территориальных зон/ Беликов Ф. Н. // Имущественные отношения в Российской Федерации. –2013. – №1 (136). – С. 15-16
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ
  5. Кадастровый учёт лесных площадей на территории населённых пунктов Вологодской области / Авдеев Ю. М., Тесаловский А. А., Попов Ю. П. [и др.] // Аллея науки. 2017, Т. 1, № 12. – с. 193-196
  6. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ
  7. Оболенская, М. А. Зоны с особыми условиями использования: что необходимо знать покупателю земельного участка/ М. А. Оболенская // Экономика и жизнь–2017. – №9 (9675). – С. 7
  8. Об утверждении положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением: Постановление Правительства РФ от 27.08. 1999 г. N 972
  9. Тесаловский, А. А. Особенности кадастрового обеспечения разработки схемы размещения объектов переработки и хранения отходов при планировании развития территорий/ А. А. Тесаловский //Евразийский юридический журнал. – 2017. — №1 (104). – С. 371-374