ПЛАНИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

№4,

Экономические науки

Молебнова Екатерина Андреевна


Ключевые слова: ПРОЕКТ; УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ; ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ; БЕНЧМАРКИНГ; СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ; PROJECT; PROJECT MANAGEMENT; MANAGEMENT TOOLS; BENCHMARKING; BALANCED SCORECARD; CUSTOMER RELATIONSHIP MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье предложены основные инструменты управления проектами. Благодаря полученной информации, можно сделать вывод об эффективности их планирования, а также использовании этих инструментов в практической деятельности.

На сегодняшний день одним из самых востребованных и прогрессивных подходов к ведению бизнеса является управление проектами. Не смотря на то, что каждый проект уникален, ограничен по срокам, сопровождается рисками и имеет конкретную цель, основной задачей является обеспечение рентабельности деятельности, то есть получение максимально возможной прибыли при минимальных затратах. Для решения данного вопроса необходимо упорядочить процессы управления, а так же выбрать определенный инструментарий для управления проектами.

Ни для кого не секрет, что проекты обеспечивают достижение успеха компании, а эффективное планирование инструментов, благодаря которым результат будет получен, очень важно для ее функционирования и дальнейшего развития. Умение управлять проектами — это важный фактор конкурентной борьбы. [1]

Не смотря на широкое применение современными компаниями инструментов управления, в науке нет единого сформировавшегося понятия относительно данного термина. Это обусловлено тем, что существует множество взглядов и методов ведения процесса управления.

Тем не менее, в отечественной литературе инструментами управления чаще всего принято называть набор определенных методов и приемов, которые используются при сборе, обработке и анализе информации, способствующие принятию управленческих решений, основанных на этой информации. [2]

Рассмотрим самые востребованные и эффективные инструменты, используемые как в российской, так и зарубежной практике:

• Стратегическое планирование – это одна из основных функций стратегического управления, которая представляет собой постановку целей и способов ее достижения. Благодаря данному инструменту определяется миссия организации, происходит анализ сильных и слабых сторон, выявляются конкурентные преимущества, а так же происходит выбор и реализация стратегии.

• Бенчмаркинг – инструмент управления, позволяющий сравнить деятельность организации с деятельностью конкурентов, на основе полученных данных произвести анализ и, благодаря выявлению сильных сторон и эталонных методов ведения бизнеса, усовершенствовать процесс производства. [3]

• Миссия и Видение – это распространенный инструмент, описывающий, чем компания станет, и как этого добьется, он определяет смысл существования компании.

• Сбалансированная система показателей эффективности деятельности (Balanced scorecard) – данный инструмент основывается на миссии и видение, благодаря переводу их в количественные измерения. Преимуществом использования является то, что появляется возможность оценить, достигаются ли на практике запланированные результаты. Это происходит посредством ключевых показателей эффективности (КПЭ). Также КПЭ являются индикаторами уровня эффективности как бизнес-процессов в целом, так и работы каждого сотрудника в частности.

• Управление отношениями с клиентами (CRM) – инструмент, позволяющий определить стратегию продаж на основании данных, полученных от действующих и потенциальных клиентов. Он помогает еще на этапе планирования выявить наиболее перспективные группы клиентов и разработать конкретные программы и бизнес-процессы, которые будут ориентированы на повышение их лояльности. Основываясь на данных рейтинга CRM-систем, самые востребованные системы управления отношений с клиентами создаются на базе платформы 1С, следующими по значимости являются Microsoft и Terrasoft. [4]

Таким образом, были рассмотрены пять основных инструментов, которые позволяют качественно управлять проектами. На этапе планирования очень важно четко понимать и не смешивать такие понятия, как инструменты и стратегия. Инструменты не являются целью, они являются вспомогательным звеном в работе, а именно помогают реализовать стратегию. Также необходимо научиться на этапе планирования инструментов управления проектами подобрать их под конкретную систему, а не наоборот, так как каждая организация по-своему уникальна.


Список литературы

  1. Управление проектами // С.В. Маслова; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – С.4.
  2. Щегорцов В.А., Таран В.А. Менеджмент: учебник для вузов. // — М., Юнити Дана, 2005. – С. 544.
  3. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством / М.Р. Михайлова // Методы менеджмента качества, 2003. – № 5. – С. 18-21.
  4. Официальный сайт аналитического агентства Tagline. Рейтинги сервисов и технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tagline.ru/crm-systems-rating/ (Дата обращения: 25.11.2016)