ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

№11,

Физико-математические науки

Рахимова Алина Раилевна


Научный руководитель: Нафикова А.Р., кандидат физико-математических наук, доцент.


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ; МОНИТОРИНГ; АНАЛИЗ; INFORMATION COMPETENCE; COMPONENTS OF INFORMATION COMPETENCE; MONITORING; ANALYSIS.


Аннотация: Одной из важнейших целей высшего профессионального образования сегодня является подготовка студента к быстрому восприятию, обработке и анализу больших объемов информации с применением современных средств коммуникаций. В данной статье рассматривается сущность понятия «информационная компетентность», ее роль в жизни обучающихся. Анализируются и описываются результаты мониторингового исследования, проведенного среди студентов технического вуза с целью раскрытия понятия информационной компетентности и определения ее компонентного состава.

В настоящее время для адаптации в постоянно изменяющихся условиях информационного общества и производства, обладание выпускниками вузов информационной компетентностью является необходимой составляющей их профессиональной деятельности.

Понятие информационной компетентности достаточно широко применяются на современном этапе развития общества и описывается весьма неоднозначно.

Под информационной компетентностью понимают:
1) универсальные способы поиска, получения, обработки и представления информации, систематизации и превращения ее в знание [6];
2) умение быстро находить необходимую информацию, добавлять её в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач [5];
3) систему компьютерных знаний и умений, обеспечивающую необходимый в конкретной профессии уровень получения, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации [4].

Цель исследования – выяснить, что понимают под понятием «информационная компетентность» студенты вуза и какие компоненты выделяют в ее составе.

В 2014-2016 гг. проводился мониторинг среди обучающихся на первом курсе, только что приступивших к обучению в вузе, и третьем курсе, начавших изучение профессиональных дисциплин. Студентам предлагалось ответить на два вопроса: что, по их мнению, включает в себя информационная компетентность студента вуза и на каких дисциплинах она формируется.

При ответе на первый вопрос были получены следующие результаты.

Среди опрошенных 23% за 2014 г. и 34% – в 2015 г., 41%- в 2016 считают, что информационная компетентность – это знания в области информатики и информационных технологий; умение работать с информацией (доступность, простота и достоверность) – 16%, 22% и 20% респондентов соответственно.

16%, 10% и 12% студентов в период с 2014 г. по 2016 г. определяют информационную компетентность как овладение и грамотное использование информации для решения задач. Кроме того, 5%, 2% и 4% студентов под информационной компетентностью понимают самостоятельное получение и обработку информации, а 2%, 4% и 3% респондентов соответственно ответили, что это формирование мировоззрения.

«Умение получать новое знание» – именно так определили информационную компетентность 2% обучающихся, отвечавших в 2014 г. и по 3% – в 2015 г. и 2016 г.; 6%, 15%, 14% студентов считают, что это владение информацией, необходимой в определенной области применения; 1%, 2%, 5% респондентов под информационной компетентностью подразумевают коммутативность.

Затруднились дать ответ на заданный вопрос 17% опрошенных в 2014 г. и 5% – в 2015 г.

Отвечая на вопрос о том, на каких дисциплинах происходит формирование информационной компетентности студентов, большая часть опрошенных – 54% в 2014 г. и 67% в 2015 г. – считает, что информационная компетентность формируется на всех дисциплинах, по которым происходит обучение; часть студентов – 36% и 25% за 2014 г. и 2015 г. соответственно – считает, что информационная компетентность прививается на точных и естественных дисциплинах: математике, информатике, физике и др., из них 25% выделили информатику как предмет, на котором формируется информационная компетентность.

Из анализа результатов, полученных в ходе мониторинга студентов, можем сделать следующие выводы:
1. Умение работать с информацией является одним из ключевых в понятии информационной компетентности;
2. Более 50% всех опрошенных связывают информационную компетентность со знаниями в области информатики и информационных технологий;
3. Растет количество респондентов, выделяющих умение применять полученную информацию на практике как важное качество в составе информационной компетентности, а также тех, кто считает необходимым владение информацией и знаниями, связанными с их будущей специализацией;
4. Уменьшилось количество студентов, затрудняющихся ответить на поставленные вопросы.

Исходя из мониторингового исследования и анализа научных работ, в составе информационной компетентности можно заметить следующие компоненты:
1) когнитивный, определяющийся как объединение знаний, умений и навыков по дисциплинам информационной направленности;
2) личностный, проявляющийся в понимании сущности и значения информации в информационном обществе;
3) коммуникативный, отражающий знание, понимание и применение технических средств коммуникаций в процессе передачи информации;
4) рефлексивный, предусматривающий применение вновь полученных и имеющихся знаний для решения учебных и профессиональных задач.

Таким образом, формирование информационной компетентности должно происходить в процессе изучения гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и охватывать весь период обучения в вузе.


Список литературы

  1. Карасева Л.М. Генезис понятия многомерной информационной компетентности в контексте реализации компетентностно-ориентированного образования / Л.М. Карасева, А.В. Дорофеев // История науки и техники. – 2015.– № 9. – С. 24-34.
  2. Карасева Л.М. Информационная компетентность студента технического вуза / Л.М. Карасева, О.А. Кириллова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам междунар. науч.-практич. конф. Часть 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015 – С. 97-98.
  3. Карасева Л.М. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов вуза / Л.М. Карасева, А.В. Дорофеев // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: сб. науч. трудов. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2014. – С. 79-86.
  4. Кочуров В. Ф. Информационная компетентность взрослых: содержание, структура, уровни / В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова // Новые знания. 2003. — № 3. – С. 33-35.
  5. Осипова Л. Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования / Л.Г. Осипова // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода: материалы по итогам конф. 9–10 января 2003 года. – Калининград, 2003.
  6. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа‐технологий: дис. д‐ра пед. наук. / О.Г. Смолянинова. – Санкт-Петербург, 2002. – 504 с.