КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

№11,

Экономические науки

Ибрагимов Ильяс Рушанович


Научный руководитель: Кнышов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ИНИЦИАТИВА; БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; CORRUPTION; COLLECTIVE ACTION; ANTI-CORRUPTION ACTIONS; CUSTOMS; WORLD CUSTOMS ORGANIZATION; THE INITIATIVE; THE FIGHT AGAINST CORRUPTION; AN INTERNATIONAL ORGANIZATION.


Аннотация: В статье исследуется роль таможенных органов в борьбе с коррупцией, которая своей целью подразумевает улучшение таможенной политики и поддержание усилий правительства по борьбе с коррупцией при создании справедливой бизнес-среды.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Всемирная таможенная организация (далее – ВтамО) долгое время признавала отрицательные последствия коррупции в таможне и необходимость принятия мер для предотвращения, обнаружения и сдерживания ее возникновения. В целях поддержки этих усилий ВТамО и другие международные организации разработали ряд стандартов, инструментов и руководств, которые направлены на оказание практической поддержки странам, приверженным делу борьбы с коррупцией. Участвуя в «Коллективных действиях» с частным сектором, таможенные органы могут активизировать свои усилия по внедрению этих стандартов и повышению эффективности сопутствующих реформ [1].

Проблема коррупции в таможенных органах, непосредственно связана с международной торговлей, следовательно, является проблемой, которая влияет на мировую экономику. Эффект коррупции в таможенных службах хорошо известен и часто включает в себя сокращение доходов, экономический ущерб который возникает за счет сокращения доходов, недобросовестную ценовую конкуренцию для местных отраслей промышленности, недооценку и / или неправильную классификацию импортных и экспортных товаров. Кроме того, опасения, касаются незаконного ввоза опасных веществ и продуктов, распространенный во многих странах, а пограничная коррупция позволяет процветать другим преступлениям, таким как терроризм, и браконьерство, которые имеют разрушительные и длительные последствия.

По оценкам Всемирного банка, каждый год около 1 триллиона долларов США уходит на дачу взяток во всем мире, при этом общий экономический ущерб от коррупции, по оценкам, во много раз превышает это число. Оценки также показывают, что около 2 миллиардов долларов США в виде взятки происходят в таможенных органах каждый год [4]. Ученые нашли прочную связь между коррупцией в таможенных органах и низким ростом ВВП. Предприятия также выявили, что коррупция на границе является одним из основных препятствий для трансграничной торговли. Всеобъемлющий характер обязательств таможенных органов представляет с одной стороны, облегчение потока товаров и выполнением нормативных и принудительных обязанностей — с другой.

Во многих странах таможенные и другие пограничные агентства оснащены полномочиями, которые позволяют им останавливать, искать, контролировать и изымать товары, а также задерживать лиц, находящихся под подозрением в совершении противоправных действий, которые превышают свои полномочия. При непосредственном перемещении товаров через границу таможенники непосредственно контактируют с перевозчиками и что обращения с деньгами (часто наличными) на границах и участием таможенных брокеров и агентов, выступающих в качестве третьих сторон для клиентов, способствует увеличению коррупционных рисков для таможни. Исследования показывают, что компании, предлагающие взятки, мотивированы компромиссом между временем и затратами, требуемой для ввоза товаров.

Что такое «коллективное действие»? Коллективное действие определяется по-разному возможно это может быть отдельная форма взаимодействия: «Совместный и устойчивый процесс сотрудничества между заинтересованными сторонами, увеличивающий влияние и доверие в таможенной среде» [2]. По своему определению «коллективное действие» не является решением всех проблем коррупции, не является легко достижимой целью в виду того что, оно требует активного и основанного подхода со стороны участников [3].

Почему коллективные действия актуальны? Причины для этого как упоминается выше это устранение «напряженности» между принудительной деятельностью и упрощением процедур торговли в таможне. Тот факт, что практически все бюрократические процедуры и методы контроля обычно более или менее «согласовываются» между государственными учреждениями и секторами бизнеса и логистики, особенно в закрытых или строго определенных областях, таких как порты и аэропорты, могут указывать на то, что необходим коллективный акцент предотвращения коррупции и это было бы логичным и эффективным подходом к решению проблем, представляющих общий интерес для государственного и частного секторов [5]. Участие в частном секторе может быть самоцелью, особенно если существует недостаток опыта в консультировании экономических операторов и базовое отсутствие доверия между государственным и частным секторами. Принимать меры для изменения этой предпосылки часто требует преодоления предрассудков и глубокого скептицизма с обеих сторон.

Коллективные действия привлекают государственный и частный секторы к диалогу, который структурирован, устойчив, целенаправлен, прозрачен и поддерживается Таможенным органом. Например, Канада, Россия и Великобритания создали консультативные комитеты, по таможенным вопросам, представители которой обеспечивают обратную связь по различным вопросам, политике и нормативным актам, включая вопросы борьбы с коррупцией. Более широкая версия консультативного подхода был принят Гватемалой. Таможня в решении проблем подразумевает формирование «целостного» подхода, основанного на соглашении, который предполагает создание «круглого» стола по обсуждению и сотрудничеству между государственным и частным секторами в таможенной сфере, к которому присоединилось около 17 учреждений.

Одним из основных преимуществ вышеприведенной инициативы, возможно, заключается в том, что государственный и частный секторы должны работать вместе, сообща, как единое целое. Этот метод работы включает в себя формализованные встречи с участием трех групп, которые обеспечивают информирование с высшим уровнем правительства, координацию деятельности и техническую группу, в которую входят представители всех заинтересованных сторон. Целью повышения эффективности работы в таможне и бизнесе является прозрачность деятельности.

Инициатива имеет свои недостатки, например как медленные темпы реформ и проблема в иерархии принятия решений государственных органов. Хотя еще многое предстоит сделать, этот подход поддерживается со всех сторон и возглавляется таможней. Другие примеры, охватывающие всеобъемлющий подход, включают Бразилию (Procomex) и Мексику (Совет по модернизации и конкурентоспособности таможни).

В Бразилии государственный и частный сектора сотрудничают для сопоставления бизнес-процессов с целью информирования и принятия ключевых процедурных изменений. Этот процесс включает обращение должного внимания, как эффективности торговли, так и внедрению надлежащего контроля целостности. В Мексике государственный и частный секторы совместно работают через Совет для разработки и осуществления политики в семи областях, а именно:
1) открытая и двусторонняя связь;
2) прозрачность;
3) сотрудничество;
4) инновации в прогнозировании изменений и проблем;
5) совместная ответственность.

Различные Коллективные действия, объединяющие участников ВЭД, таможенных брокеров и правительство является турецкой инициативой таможенного брокера. Созданный в 2013 году, он все еще находится в процессе разработки и нуждается в решении некоторых нерешенных вопросов, но также добился прогресса с момента его создания. В 2013 году Общество этики и репутации Турции (TEID) собрало 250 участников, представляющих 75% участников ВЭД в пяти городах Турции [6].

Под эгидой турецкой таможни брокеры подписали Кодекс этики. Затем им исполнилось один год, чтобы внедрить Кодекс через программу соответствия для устранения рисков взяточничества, после чего они получат «Этический брокерский лого», который идентифицирует их как брокера, способного управлять выявленными рисками. Турецкая инициатива имеет полностью продуманную структуру управления, которая предусматривает, что комитеты обеспечивают прозрачность процедуры выдачи сертификата. Несмотря на то, что не все первоначальные цели этой инициативы еще не выполнены, этот процесс является информативным для других, которые стремятся разработать подходы, основанные на участии, с участием таможенных брокеров.

В заключении необходимо отметить, что борьба с коррупцией требует множества подходов. Коллективные действия не обеспечивают единственного решения, но в сочетании с другими законодательными, институциональными и административными реформами участие многих заинтересованных сторон может привести к обоснованному формированию политики и более эффективному осуществлению процессов актуальных для экономических операторов. В то же время такое участие может способствовать увеличению сбора пошлин и налогов, уменьшению взяточничества и содействию торговле.


Список литературы

  1. Michael B, Ferguson F, Karimov A. Do Customs Trade Facilitation Programmes Help Reduce Customs-Related Corruption? – WCO: 2010. vol.35. – p. 1-75.
  2. Rose-Ackerman S. The Political Economy of Corruption // Corruption and the global economy / Ed. Elliott K. A. — Washington, DC: Institute for International Economics. – 1997. vol. 20. – p. 2-3.
  3. Pieth M. Multi-stakeholder initiatives to combat money laundering and bribery. In:Brutsch C, Lehmkuhl D (eds) Law and legalization in transnational relations. Routledge, Oxford. 2007, р. 81–100.
  4. World Bank Institute Fighting corruption through collective action, a guide for business, World Bank. http://info.worldbank.org/etools/docs/antic/ Whole_guide_Oct.pdf. – 2008. vol.32. – p. 7 – 8.
  5. Design and Enforcement of Voluntary Anti-Corruption Agreements in the Private Sector, a study commissioned by the G20 Anti-Corruption Working Group and prepared on behalf of the B20 Task Force, Draft 30 May 2013, p. 5.
  6. OECD Customs Integrity: Taking Stock of Good Practices, Responses to the G20 ACWG Integrity in Customs Self-Assessment Questionnaire. – 2017. vol. 82. – p. 8-37.