УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ИСО 9000:2000

№11,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Рощина Кристина Сергеевна


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000:2000; ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО; СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА; ПРИВОЛЖСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; QUALITY MANAGEMENT; INTERNATIONAL STANDARDS ISO 9000:2000; CUSTOMS; QUALITY MANAGEMENT SYSTEM; THE VOLGA CUSTOMS ADMINISTRATION.


Аннотация: В статье проанализирована роль Международных стандартов ИСО серии 9000:2000 и возможность их применения в таможенном деле, рассмотрены результаты применения стандартов в Приволжском таможенном управлении.

Активное ведение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) юридическими лицами, вступление России во Всемирную торговую организацию предполагают решение такой важной задачи как освоение таможенными органами международных стандартов ИСО серии 9000:2000 (далее — ИСО 9000:2000). ИСО 9000:2000 — это пакет документов по обеспечению качества, разработанный Международной Организацией по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Стандарты ИСО 9000:2000 универсальны, т.е. распространяются на любые результаты деятельности – оборудование (технические средства), программное обеспечение, перерабатываемые материалы, работы и услуги. Стандарты реализуют принципы Total Quality Management (в переводе, общее управление качеством), которые отражаются в следующем:

— ориентация всей деятельности на удовлетворение требований потребителя к результатам труда;
— лидерство и ответственность руководителя;
— документированность всех операций, процессов и процедур;
— постоянное повышение компетентности персонала;
— постоянное улучшение системы управления деятельностью организации на основе процессного подхода, выявления причин несоответствий и их предупреждения;
— формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда;
— вовлечение всего персонала в процессы улучшения качества.

В целом таможенная деятельность представляет собой совокупность государственных услуг и функций, направленных на регулирование ВЭД. При этом результаты реализуемых таможенными органами функций, безусловно, важны государству, так как качественная работа ведомства способствует созданию благоприятных условий для экономического развития страны.

К основным субъектам оценки качества таможенного дела относятся:
­- широкая общественность;
­- государственные органы, реализующие таможенные операции в отношении экспортируемых и импортируемых товаров, то есть соответствующие ведомства, перед которыми субъекты сделок и их представители несут ответственность;
­- персонал таможенных органов;
­- таможенные представители;
­- участники ВЭД, которые являются экспортёрами и импортёрами товаров;
­- владельцы складов временного хранения, таможенных складов;
­- транспортные и логистические организации, которые непосредственно отвечают за перевозку грузов.

Баланс интересов, задействованных в ВЭД сторон, заключается в представлении таможенными органами качественных услуг и функций, в результате которых вышеперечисленные субъекты с одной стороны не несут дополнительные непроизводительные издержки, а с другой стороны — соблюдают таможенное законодательство.

Соответственно должны существовать определенные критерии качества, которым должны отвечать таможенные услуги и функции. Одним из основных национальных документов, определяющих такого рода вопросы, является Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства России от 28.12.2012 № 2575-Р (далее – Стратегия). В Стратегии определены стратегические цели развития таможенной службы Российской Федерации, одна из которых заключается в «повышении уровня экономической безопасности Российской Федерации, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полном поступлении доходов в федеральный бюджет, защите отечественных производителей, охране объектов интеллектуальной собственности и максимальном содействии внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования» [3]. Тем самым, обеспечивая выполнение поставленной цели, таможенные органы, обязаны обеспечить качество реализуемых ими таможенных процессов, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота.

Данные обстоятельства вызывают необходимость поиска новых подходов к управлению таможенными органами на основе баланса интересов всех заинтересованных в результатах таможенной деятельности сторон. Такой подход реализует собой систему менеджмента качества (далее – СМК), базирующуюся на требованиях международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Применение данного документа в деятельности таможенных органов формирует СМК при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств. В качестве основных элементов анализируемого механизма выступают процессы анализа, оценки, мониторинга совершения таможенных операций. Полученные показатели направлены не на поиск ошибок, а на их предупреждение и предотвращение возможных нарушений. СМК подразумевает наличие чётко описанных: организационной структуры таможенных органов; должностных обязанностей персонала таможенных органов; организационных процедур, процессов и ресурсов, создающих условия для обеспечения качества. Положения стандартов ИСО 9000:2000 направлены не только на соблюдение установленных требований, но и на поиск и развитие методов совершенствования процессов, результатов деятельности, развитие творческого потенциала, формирование инновационных решений и др.

Международные стандарты применительно к деятельности таможенных органов предусматривают:
­- разработку унифицированного, единого для всех таможенных подразделений отраслевого стандарта;
­- введение независимого аудита;
­- проведение социологических исследований;
­- определение рейтинга таможенных органов и выработку соответствующих рекомендаций.

Стандарт ИСО 9000:2000 был введен в качестве эксперимента в деятельность Приволжского таможенного управления (далее – ПТУ) в виде пилотного проекта, получившего название «Опытная эксплуатация системы управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления» (далее – проект). В рамках реализации данного проекта Российская таможенная академия (далее – РТА) проводила научное обоснование, путем разработки концепции, а также подготовки научно-исследовательской работы «Разработка рекомендаций по освоению в ФТС России требований МС ИСО серии 9000:2000 с учетом опыта Приволжского таможенного управления».

Основными целями проекта являлись:

1. Организация внедрения системы управления качеством процесса таможенного контроля (торговый оборот) в таможенных органах ПТУ, обеспечение управления качеством процесса таможенного контроля.

2. Создание и функционирование системы управления, обеспечивающей результаты таможенного контроля, которые полностью соответствуют ожиданиям и требованиям потребителей и заинтересованных сторон в лице государства, участников ВЭД, должностных лиц таможенных органов.

3. Повышение качества таможенного администрирования в целом.
В ПТУ для применения МС ИСО 9000:2000 были внедрены следующие стандарты организации (далее – СТО) [1]:
­- СТО СМК ПТУ 01-001-2011 «Руководство по качеству»;
­- СТО СМК ПТУ 02-001-2011 «Управление документацией»;
­- СТО СМК ПТУ 02-002-2011 «Порядок совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»;
­- СТО СМК ПТУ 02-003-2011 «Электронное представление документов и сведений при таможенном декларировании товаров и транспортных средств»;
­- СТО СМК ПТУ 02-004-2011 «Мониторинг и измерение продукции (процесса таможенного контроля)»;
­- СТО СМК ПТУ 02-005-2011 «Управление записями»;
­- СТО СМК ПТУ 02-006-2011 «Внутренний аудит системы менеджмента качества»;
­- СТО СМК ПТУ 02-007-2011 «Управление несоответствующей продукцией (услугой). Корректирующие и предупреждающие действия».

В целях использования разработанных стандартов в работе таможенных органов Региональным таможенным управлением (далее – РТУ) реализовывались следующие направления деятельности [6;7]:
­- совершенствование управления процесса таможенного контроля на основе осуществления непрерывного мониторинга, измерения, анализа и оценки своевременного принятия корректирующих и предупреждающих действий;
­- эффективное и рациональное воздействие методами правоохранительной деятельности на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также должностных лиц таможенных органов;
­- совершенствование управления человеческими ресурсами таможенных органов, оптимизация структуры и штатной численности;
­- осуществление конструктивного взаимодействия с участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.

Результаты применения СМК таможенного контроля в ПТУ позволяют сделать вывод, что освоение в таможенных органах положений МС ИСО серии 9000:2000 дает возможность существенно повысить эффективность совершения как отдельных таможенных операций, так и таможенного контроля в целом. ПТУ стабильно занимает высокое положение в рейтинге РТУ по выполнению внутриведомственных показателей оценки эффективности деятельности. Применение новых подходов в области управления качеством позволило сократить почти в два раза количество субъективно обусловленных нарушений таможенного законодательства, выявляемых в порядке ведомственного контроля. Применяемые технологии позволили повысить уровень профессиональной подготовки и компетентности персонала таможенных органов Приволжья, что подтверждают результаты проводимых на постоянной основе тестирований должностных лиц на знание таможенного законодательства.

В связи с успешным проведением проекта ФТС России был издан Приказ от 27 декабря 2010 г. № 2588 «О Решении коллегии ФТС от 2 декабря 2010 года» (далее – Приказ ФТС России от 27.12.2010 №2588), в котором рассмотрены результаты работы ПТУ и РТА по адаптации положений международных стандартов качества ИСО серии 9000 к процессу таможенного контроля. Приказ предполагает внедрение Концепции широкомасштабного освоения в таможенных органах МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества» [2]. В Приказе ФТС России от 27.12.2010 № 2588 зафиксировано, что реализация Концепции позволит существенно повысить эффективность управления таможенными органами в целях гарантированного выполнения задач, стоящих перед таможенными органами по обеспечению соблюдения законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации, безусловного выполнения показателей оценки эффективности деятельности, обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, максимального содействия внешнеторговой деятельности, сокращения издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенными операциями и таможенным контролем.

Конечной целью внедрения проекта является улучшение качества процессов совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру, повышение эффективности таможенного администрирования, сокращение издержек участников ВЭД, связанных с таможенным контролем.

Таким образом, внедрение в практическую деятельность таможенных органов стандартов ИСО открывает перспективы повышения качества реализуемых ведомством процессов, что положительным образом скажется как на деятельности отдельных участников ВЭД, так и на экономике России в целом. В таможенной службе уже был реализован проект введения СМК в ПТУ. Полученные результаты эксперимента требуют распространения концепции на все уровни иерархии таможенных органов.


Список литературы

  1. Управление таможенным делом: учебное пособие / В.В.Макрусев, В.А.Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2011. — 448 c.
  2. Приказ ФТС России от 27 декабря 2010 года № 2588 «О решении коллегии ФТС России от 2 декабря 2010 года»
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
  4. Гупанова Ю.Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. -106 с.
  5. Гупанова Ю.Е. Развитие организационного обеспечения управления качеством таможенных услуг // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79169 (Дата обращения: 21.11.2017).
  6. Ворс П.В. Внедрение ИСО серии 9000 в таможенных органах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vnedrenie-mezhdunarodnyh-standartov-iso-serii-9000-v-tamozhennyh-organah (Дата обращения 19.11.2017)
  7. Рожкова Ю.В. Управление качеством таможенной деятельности //ВЕСТНИК ОГУ. №8, август 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2013_8/10.pdf (Дата обращения 20.11.2017)