ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

№11,

Экономические науки

Егорова Елена Георгиевна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ГЛАВНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСПЕКТОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ТАМОЖНЯ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ADMINISTRATION; ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES; MANAGEMENT FUNCTIONS; CUSTOMS AUTHORITIES; THE MAIN THING ORGANIZATIONAL-INSPECTION MANAGEMENT; CUSTOMS OFFICE; FEDERAL CUSTOMS SERVICE.


Аннотация: В статье исследованы организационно-управленческие функции таможенных органов Российской Федерации, реализуемые Главным организационно-инспекторским управлением Центрального аппарата Федеральной таможенной службы. Проанализированы структурные изменения таможенных органов за период с 2013 по 2016 гг. Выделены особенности реализации исследуемой деятельности.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является совершенствование организационной управленческой деятельности. Необходимо заметить, что в рамках данного документа основное содержание таможенной политики Российской Федерации составляет таможенное администрирование – организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС), а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела [1]. Также отмечается, что результативность и эффективность деятельности таможенных органов тесно связаны с совершенствованием вышеуказанной деятельности. Все это показывает особую значимость и актуальность исследуемого направления.

Говоря об организационно-управленческой деятельности, необходимо заметить, что свое развитие она получила сравнительно недавно. Это обусловлено усложнением организационной системы администрирования, особое значение в которой стал приобретать специальный порядок, некая упорядоченность, при одновременном динамичном изменении внутренних и внешних условий профессиональной деятельности. Функции организатора и управляющего стали возлагаются на руководителя-профессионала и интегрироваться в организационно-управленческую подструктуру такой деятельности [2].

Выделяются несколько способов протекания (осуществления) организационно-управленческой деятельности. Во-первых, управление как деятельность направляется на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении векторов активности определенных социальных групп. Во-вторых, организация как деятельность направляется на создание самой организации (организационной структуры), а также осуществление необходимой деятельности, которая приносит определенные результаты. В-третьих, руководство как деятельность направляется на саму «деятельность людей», а именно на ее анализ, регулирование и последующее руководство действий человека, с целью получения ранее поставленной цели.

От объекта деятельности организационно-управленческая деятельность подразделяется на:
– управление (объект – процесс);
– организация (объект – структура);
– руководство (объект – деятельность людей).

В то же время необходимо отметить, что вышеуказанные способы связаны между собой. Так, управление включает в себя организацию, она, в свою очередь, подчиняет себе руководство. Такая взаимосвязанность означает, что цель и функции организационной деятельности определены управленческой деятельностью [3]. И, соответственно, организационная деятельность определяет цель и функции деятельности руководства. Получается, что правила, нормы, процедуры, полномочия, технологии управления, коммуникации определяют структуру управления, которые прямым образом воздействуют на организационно-управленческую деятельность.

Проецируя вышеизложенную информацию на таможенные органы, нужно сказать, что реализация исследуемой деятельности в ФТС России осуществляет каждое управление, включенное в Центральный аппарат ФТС России (далее – ЦА ФТС России), однако в большей степени Главное организационно-инспекторское управление ЦА ФТС России. В положении об этом управлении указано, что на него возложены следующие функции, определяющие его деятельность [4]:

1) инспектирование деятельности таможенных органов Российской Федерации по вопросам соблюдения таможенного законодательства при выполнении ими основных функций;
2) организация и проведение по поручению руководителя ФТС России служебных проверок в структурных подразделениях ФТС России, таможенных органах (в том числе специализированных), учреждениях, находящихся в ведении ФТС России;
3) методическое руководство, организация и контроль деятельности организационно-инспекторских подразделений региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и организационно-аналитических подразделений таможен;
4) контроль исполнения поручений, данных по результатам инспекторских, функциональных и служебных проверок, проведенных данным управлением;
5) обеспечение ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и учреждениях ФТС России;
6) организация и контроль исполнения документов стратегического планирования;
7) организация планирования деятельности ФТС России, контроль и координация работы по планированию деятельности таможенных органов;
8) организация формирования показателей деятельности ФТС России и таможенных органов, контроль их исполнения;
9) организация и обеспечение деятельности коллегии ФТС России;
10) контроль исполнения поручений руководителя ФТС России;
11) организация и координация деятельности структурных подразделений ФТС России по формированию контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценки их выполнения;
12) организация и несение оперативно-дежурной службы.

Главное организационно-инспекторское управление ЦА ФТС России занимается не только непосредственной организацией исследуемой деятельности, также происходит сбор информации, которая необходима при осуществлении функции анализа, планирования, контроля. Последнюю функцию данное управление осуществляет даже в большей степени, нежели остальные функции.

Касаемо особенностей реализации целесообразно обратить внимание на следующие моменты. В рамках решения задачи по совершенствованию организационно-управленческой деятельности, а также в целях оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов в различные годы проводились действия с таможнями (создание, реорганизация, ликвидация).

Так, в 2013 году было реорганизовано 5 таможенных органов, а создано 2, ликвидировано не было [5]. В 2014 году меньшее количество таможенных органов подверглось реорганизации, зато было создано 12, ликвидаций не было [6]. В 2015 году, как и в 2014 году, было реорганизовано 2 таможенных органа, создано − 4, ликвидировано − 5 [7]. В 2016 году было реорганизовано рекордное число таможенных органов − 16, создано − 1, ликвидаций не было [8].

Какую-либо тенденцию в изменениях структуры таможенных органов нельзя заметить. Так как переподчинения (реорганизации), создания и ликвидация происходят по мере их необходимости.

Так, внимание привлекает количество таможенных органов в 2014 году. Были созданы следующие таможни и таможенные посты (далее т/п): Крымская и Севастопольская таможни; т/п Симферополь-центральный, аэропорт «Симферополь», Джанкойский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский, Красноперекопкский, Евпаторийский. После ознакомления с данным перечнем становится понятна причина появления такого большого количества – принятие в состав субъектов РФ республики Крым.

Реорганизация в ряде случаев подразумевает переподчинение тех или иных таможенных органов. Например, в 2016 году конкретно были реорганизованы 2 таможни (в Уральском федеральном округе Магнитогорская таможня присоединена к Челябинской таможне, в Дальневосточном федеральном округе Хасанская таможня присоединена к Уссурийской таможне), зато переподчинение затронуло 11 таможенных постов (Московский, Рязанский таможенные посты и Рязанский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владимирской таможни – Тульской таможне; Новгородский таможенный пост (центр электронного декларирования), переименованный в Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, – Балтийской таможне; Карталинский таможенный пост, Магнитогорский железнодорожный таможенный пост и таможенный пост Аэропорт Магнитогорск Магнитогорской таможни – Челябинской таможне; Матвеевский и Хасанский таможенные посты Хасанской таможни – Уссурийской таможне; таможенные посты Морской порт Зарубино и Морской порт Славянка Хасанской таможни – Владивостокской таможне).

Необходимо заметить, что местонахождение таможенных органов очень часто меняется. Конечно же, связано это с проходящим товаропотоком.

Некоторые таможни получают статус непосредственно подчиненных. Что, в свою очередь, показывает их значимость в участии и развитии внешнеэкономических операций.

Таким образом, можно выделить следующие особенности реализации организационно-управленческой деятельности в таможенных органах: функции управления в таможенных органах возложены на Главное организационно-инспекторское управление ЦА ФТС России; анализ и планирование организационно-управленческой деятельности осуществляются в большинстве своем на основе данных, включающих в себя сведения о товаропотоках; внешняя политика Правительства РФ оказывает большое влияние на организационно-управленческую деятельность в таможенных органах.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «Стратегия развития таможенной службы до 2020 года» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).
  2. Болдина М.А., Островерхова В.Н. Сущность организационно-управленческой деятельности // Гадеамус. 2017. № 2. С. 45-49.
  3. Сандан С.В. Особенности управленческой деятельности // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 505-508.
  4. Приказ Федеральной таможенной службы России от 31.03.2016 № 629 «Об утверждении Положения о Главном организационно-инспекторском управлении» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).
  5. Отчет о реализации в 2013 году Плана деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).
  6. Отчет о реализации в 2014 году Плана деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).
  7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2015 год // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).
  8. Итоговый доклад о результатах деятельности и основных направлениях деятельности ФТС России в 2016 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 01.12.2017).