НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАСТНИКАМИ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

№11,

Социологические науки

Лурия Радмила Павловна


Научный руководитель: Янковская О.В., доцент, канд. филол. наук, ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


Ключевые слова: ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ДЕТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК; PERSONS WITH DISABILITIES; CHILDREN’S THEATER GROUP.


Аннотация: В статье приводятся особенности и некоторые рекомендации при организации работы со слепыми слабовидящими младшими школьниками в рамках детского театрального кружка.

Работа с детьми в рамках детского театрального кружка сложна и специфична. Особенно сложным и трудоемким процессом, как в методологическом, так и в эмоциональном и других аспектах является работа со слабовидящими и слепыми детьми.

Конечно, подготовка спектакля проходит успешнее в тех коллективах, где у руководителя есть возможность прибегать к помощи специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Особая роль на всех этапах работы над постановкой в нашем случае будет принадлежать тифлопедагогу, который может помочь в вырабатывании представлений об объектах и героях сказок, пространственных представлений, невербальных средств и т.д.

Помощь логопеда может выражаться в подборе наиболее эффективного и полезного для каждого конкретного ребенка речевого материала, в работе над грамматикой и выразительностью его речи и др.

Важный вклад в эмоциональную составляющую спектакля способна внести музыка, которая его сопровождает. К тому же воздействие музыкотерапии может оказать влияние на психологический климат коллектива в целом и каждого его участника в отдельности. Поэтому мы можем сделать вывод о необходимости участия в постановке спектакля музыкального работника/учителя музыки.

Действительно неоценимую помощь в работе со слепыми и слабовидящими детьми может оказать подключение к подготовке спектакля родителей, которые могут изготавливать (вместе с детьми) костюмы для актеров или кукол, декорации, украшения и т.п., что не только способствует повышению творческой активности, но и укрепляет отношения внутри семьи.

Специфической проблемой является практически полное отсутствие пантомимики, жестов, а также мимики и эмоций на лицах слепых и слабовидящих актеров. Режиссеру, работающему с такими актерами необходимо развивать мышечный аппарат лица, специально обучая их мимическим движениям. Это могут быть упражнения на развитие:
1) зоны бровей (обучаем поднимать, опускать и сдвигать брови);
2) мышц губ (учимся улыбаться, выпячивать губы, показывать передние зубы);
3) мышц щек (обучаем надувать и втягивать щеки).

Поскольку незрячие дети не могут подражать, им очень сложно объяснить, как выполняются вышеперечисленные упражнения. Рекомендуется предложить им, например, чтобы научиться надувать и втягивать щеки – «надуть шарик» щечками, а «сдуть» его пальцами (нажать руками на щеки).

Для развития мышечного аппарата, важного для жестов и пантомимических движений предлагаются следующие упражнения:
1) «развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учим класть голову на правое/левое плечо, грудь;
2) развитие мышц плеч: поднимаем плечи вверх, опускаем их одновременно и попеременно;
3) развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики, шнуровок, пристежки и др.» [1].

Результатом коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми будет умение точно воссоздавать интонации, пантомимические и мимические действия с двоякой целью: во-первых, научиться адекватно передавать с помощью невербальных средств общения свои эмоции и чувства; во-вторых, своим поведением и действиями не отличаться от зрячих детей.


Список литературы

  1. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. – С-Пб.: Образование, 1995. – 117 с.