К ВОПРОСУ О РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАСТНИКАМИ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

№11,

Социологические науки

Лурия Радмила Павловна


Научный руководитель: Янковская О.В., доцент, канд. филол. наук, ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


Ключевые слова: ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ДЕТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК; PERSONS WITH DISABILITIES; CHILDREN’S THEATER GROUP.


Аннотация: В статье раскрываются основные этапы работы со слепыми слабовидящими младшими школьниками в рамках детского театрального кружка.

Специфика работы со слепыми и слабовидящими актерами обусловлена физическими и психологическими особенностями. Приведем наиболее важные для сцены:

1) недостаточность (отсутствие) зрительных образов;
2) снижение физической и социальной активности;
3) наличие многочисленных зажимов;
4) бедность (отсутствие) мимики, пантомимики, «маска» на лице;
5) ранимость, зависимость от окружающих и т.д.

Большинство режиссеров, работающих с актерами, имеющими проблемы со зрением, отмечают наличие у них свойств личности, которые осложняют постановочный процесс, требуя особого внимания. Это такие качества, как «повышенный уровень личностной конфликтности и эгоцентризма, что создавало межличностные конфликты в группе; завышенная или заниженная самооценка; повышенный уровень тревожности» [1] и т.д.

Поскольку наше исследование посвящено работе с незрячими детьми младшего школьного возраста, приведем некоторые данные, касающиеся этой возрастной группы.

Педагоги-практики советуют работу по театрализации со слепыми и слабовидящими актерами начинать с использования пальчиковых игрушек, кукол-марионеток, кукол би-ба-бо и др., поскольку использование имитационных движений развивает мелкую моторику и положительно влияет на общую моторику.

Систематизируя рекомендации опытных педагогов-практиков по работе с театральным коллективом, состоящем из слепых и слабовидящих участников, мы выявили, что любую театрализованную деятельность следует начинать со знакомства с различными видами театров, причем происходить это должно в определенной последовательности.

1) Театр на фланелеграфе. Данный вид театра подходит для ежедневного использования в коррекционных целях – для эмоционального развития детей, поскольку выкладывание различных сюжетов вызывает у них неподдельный эмоциональный интерес.

Требования к фланелеграфу просты: он должен иметь темную и светлую сторону, фигурки используются двух видов – силуэтные и цветные.

2) Теневой театр. Наиболее удачен для формирования у слабовидящих детей предметных представлений и развития зрительного восприятия.

3) Пальчиковый театр. Эффективно используется в качестве «тренажера», вырабатывающего умение связывать речь с движением, помогает в развитии мелкой моторики.

4) Настольный театр.

5) Кукольный театр различных видов (игрушки-рукавички, куклы-марионетки и др.).

6) Последним самым важным этапом является постановка театрализованного спектакля.

Безусловно, важен каждый из перечисленных этапов, т.к. на любом из них ставятся и решаются разнообразные задачи, приводя в конечном итоге к возможности постановки спектакля со слепыми и слабовидящими детьми, которая в свою очередь также подготавливается последовательным прохождением определенных этапов:

1) Разучивание потешек, сказок и др.

На данном этапе детям необходимо объяснить, что каждое из изучаемых произведений можно «раскрасить» интонациями, обыграть словом, рассказать голосом героя сказки, выразительными движениями куклы и т.д.

2) Сюжетно-ролевые игры являются важнейшим этапом, поскольку, исходя из особенностей зрения детей (напомним, что оно характеризуется нарушением целостности, неточностью, фрагментарностью, трудностями в оценке пространственных взаимоотношений между предметами и объектами и др.) режиссеру необходимо в игре формировать точные действия, например, те, которые пригодятся в спектакле: выход на поклоны, определенные танцевальные па и т.д.

3) Изготовление декораций, элементов костюмов, театральных атрибутов, кукол.

По мере работы над театральным произведением, у детей вполне предсказуемо возникает устойчивый интерес к нему, после чего рекомендуется перейти к совместному изготовлению кукол, атрибутов и декораций.

Как утверждает психолог В.З. Денискина: «Самоценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, как, например, техническая работа по изготовлению сцены, приобретают для детей значение ничуть не меньшее, чем сама пьеса и игра» [2].

Руководители любительских театров, включающих участников с проблемами зрения рекомендуют при изготовлении декораций и театральных атрибутов учитывать следующие требования:
— не перегружать декорациями сценическое пространство;
— в оформлении спектакля отдавать предпочтение светло-желтому и зеленому фону;
— учитывая особенности зрительного восприятия детей, обязательно наполнять все атрибуты смысловым содержанием, т.к. это влияет на успешность их восприятия и осмысления;
— «учитывать возраст детей, на которых рассчитана наглядность, а также имеющиеся у них представления» [3],
— «особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик» [3];
— обязательно обращать внимание на правильность передачи цвета, его реалистичность.

4) Обучение ориентированию в малом и большом пространствах.

Говоря о малом пространстве, имеем в виду, прежде всего, необходимость уделить внимание отработке процесса кукловождения. Например, «при передвижении кукол по ширме педагог должен подробно объяснить детям взаимное расположение кукол, направление их движения, помочь определить мизансцены» [4].

Ориентировка в большом пространстве – это ориентировка на большой сцене. Помощь ребенку здесь может составить использование зрительных ориентиров – декораций, цветовых или световых «пятен», позволяющих облегчить нахождение нужного места на сцене, ее середины/границ.

5) Собственно постановка спектакля, как правило, по мотивам сказки, выбранной самими детьми. Здесь важен не только самостоятельный выбор сказки, но и устанавливают время и место действия, обсуждают и находят характерные черты образов персонажей (манеру говорить, ходить, одеваться и др.).

6) Показ спектакля.

Подводя итог можно сделать вывод, что работа со слепыми и слабовидящими актерами любительского театрального коллектива в значительной степени спецификой их физического и психического развития.


Список литературы

  1. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения: методическое пособие / Под редакцией Л.И. Плаксиной. – М.: Информационный центр, 1995. – 192 с.
  2. Денискина, В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Академия, 2004. – 201 с.
  3. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Букватор, 2006. – 133 с.
  4. Коррекционная программа для слепых дошкольников. Коммуникативная деятельность / Автор-сост. В.Е. Боброва. – С-Пб.: Образование, 1995. – 72 с.