К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
№11,
Социологические науки
Лурия Радмила Павловна
Ключевые слова: ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ; PERSONS WITH DISABILITIES; PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT; PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT; THE FORMATION OF MENTAL FUNCTIONS.
Рассмотрим особенности развития у слепых и слабовидящих младших школьников таких необходимых для познавательной деятельности психических функций как внимание, память и воображение. Все они в данном возрасте проявляются как непроизвольные, т.е. наиболее простые, пассивные.
Непроизвольное внимание возникает при наличии раздражителей, важным качеством которых в данном случае является их новизна. Специфика раздражителей для тотально слепого ребенка в том, что он не будет реагировать на свет и цвет, но его внимание обязательно привлечет звуковой раздражитель, неровность дороги, запахи. К тому же особое внимание у любого ребенка вызовет тот раздражитель, который соответствует его значимым потребностям, интересен ему.
Произвольное внимание в младшей школе только формируется. Его особенностью является активным характером и связью с деятельностью.
Нарушение либо ослабление внимания у слепых и слабовидящих (собственно, как и у зрячих) детей возможно вследствие утомления или болезни, а после отдыха или лечения его свойства восстанавливаются.
Трудно преувеличить роль памяти для слепого или слабовидящего ребенка, т.к. он должен запоминать гораздо больше информации, чем зрячий. Ранее среди педагогов и психологов существовало мнение о том, что память у слепых развивается более интенсивно, но последние исследования существенных различий не подтвердили. Напротив, если говорить о слепых и слабовидящих младших школьниках, их память «характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала» [1].
Эффективность запоминания материала повышается в процессе обучения и во многом определяется интересами младших школьников.
Незрячие дети обладают большим объемом долговременной памяти и высокой степенью сохранения информации в ней.
Относительно развития у незрячих воображения существуют две полярные точки зрения: первая – о более явной его выраженности по сравнению со зрячими, вторая – о его бедности. Мы склонны присоединиться ко второму мнению, поскольку считаем, что у детей со значительными нарушениями зрения наблюдается ухудшение чувственного познания, оказывающее значительное влияние на воссоздание образов воображения.
Из вышесказанного вытекает необходимость развития у слепых и слабовидящих детей с самого раннего возраста сенсорики, для создания различных (музыкальных, математических, пластических и др.) образов на ее основе. Высоко развитое воображение у незрячих людей наблюдается достаточно часто, достигаясь благодаря связи не только с непосредственными ощущениями, но и с памятью, мышлением, речью, восполняющими имеющийся дефицит чувственного познания.
Особенности в формировании мышления у слепых и слабовидящих заключаются в том, что недостаточность наглядно-действенного опыта приводит к нарушению развития наглядно-образного, а затем и наглядно-действенного уровней мышления. Тем не менее часто мышление изучаемой группы детей достигает достаточно высокого уровня развития, опираясь «на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью» [2].
Тем не менее, при правильно организованной коррекционной деятельности и обучении мышление слепых и слабовидящих детей успешно совершенствуется.
Важной составляющей мыслительного процесса является его взаимосвязь с речью. У детей с нарушениями зрения часто наблюдается задержка формирования навыков речи, накопления лексики и языковых средств. В целом, по результатам исследований, нарушения речи у слепых и слабовидящих младших школьников фиксируются в два раза чаще, чем у нормально видящих.
Считаем необходимым затронуть такой важный для нашего исследования вопрос как развитие эмоций у детей с нарушением зрения.
По мнению известного ученого-психолога А.В. Мудрика, эмоции и чувства – это «особый вид психических процессов и состояний, связанных с потребностями и интересами, мотивами деятельности, своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам) и к самому себе» [3], зависящие у детей от полноты и точности отражения ими окружающей действительности.
Поэтому вполне естественно предположить, что отсутствие зрительного восприятия сужает эмоциональную сферу таких детей, хотя не влияет на общую структуру их чувств и эмоций. Нельзя говорить о том, что люди с дефектами зрения менее эмоциональны, хотя отсутствие мимики, экспрессивных жестов и эмоций, наталкивает на эту мысль. Слепые и слабовидящие часто обладают очень эмоциональной и выразительной речью, взрослые часто тонко улавливают эмоции партнера по общению, и интонации в музыке.
Коммуникация для слепых и слабовидящих людей является основным средством получения знаний, она формирует их подсознание, сознание и когнитивную сферу. Данный процесс у таких людей характеризуется существенными особенностями, касающимися способов и средств, которыми незрячие получают информацию.
Ядром развития коммуникативной деятельности слепых и слабовидящих детей является речевое развитие, поскольку возможность войти в сферу общения им дает, прежде всего, речь.
Однако, в коммуникативной деятельности, помимо речи, используются и различные невербальные средства общения (о них говорилось выше), что позволило исследователям выявить следующие причины сужения сферы общения у детей с нарушениями зрения: «1) ограничение возможностей подражательной деятельности; 2) уменьшение возможностей развития двигательной сферы; 3) сужение познавательного процесса; 4) средовые условия воспитания и общения» [2].
По сравнению со зрячими детьми, слепые гораздо хуже владеют невербальными средствами общения, а, сомневаясь в чем-то, решают свои вопросы только с помощью речи.
Список литературы
- Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. – 416 с.
- Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: учебное пособие / Сост. В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 313 с.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Просвещение, 1983. – 417 с.