АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПОСТАНОВКИ СПЕКТАКЛЯ В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ

№11,

Педагогические науки

Тарасенко Юлия Михайловна


Научный руководитель: Янковская О.В., доцент, канд. филол. наук, ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова


Ключевые слова: ДЕТСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР; ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ СПЕКТАКЛЯ; CHILDREN’S AMATEUR THEATER; STAGES OF STAGING THE PERFORMANCE.


Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы постановки спектакля в детском любительском театре. Анализируется каждый этап, даются рекомендации к ним.

Работа над спектаклем начинается с выбора репертуара. Важнейшими принципами в подборе репертуара являются идейность и художественная полноценность, актуальность и связь с жизнью.

Репертуарное произведение должно представлять максимальные возможности для индивидуального раскрытия каждого участника и всей группы, причем их наиболее «выигрышных», наиболее интересных, богатых, оригинальных качеств. Следует отдавать себе отчет в том, что «выигрыш» участника в данном случае является «выигрышем» публики [1].

Найти произведение, отвечающее всем этим требованиям, нелегко, тем более в жанрах, где художественное действие является коллективным. К тому же возникают иногда ситуативные ограничения в выборе репертуара (например, нужны пьесы с небольшим количеством действующих лиц).

Сложность формирования репертуара проявляется в том, что возникают противоречия между объективными требованиями принятого всем коллективом репертуарного плана и мечтой о роли или партии отдельного участника. Это оказывается одной из причин неудовлетворенности члена коллектива, а в некоторых случаях и его разочарования, и ухода.

Поэтому для обеспечения нормальной деятельности любительского театрального коллектива необходим репертуар, соответствующий его специфическим особенностям. Есть два принципиально отличных друг от друга подхода для решения данной задачи. Первый – «приспосабливать» репертуар для коллектива, второй – создание оригинального произведения, рассчитанного на любительское творчество.

Первый путь предполагает, зачастую, значительное изменение авторского текста, пьесы и тому подобное. Связано это, прежде всего, с наличием в произведениях трудных мест, которые сложно сыграть любителю. Важным критерием при подборе репертуара таким образом является реальность его реализации – соответствие художественным и техническим возможностям коллектива.

Возможно, помочь в выборе репертуара сможет разговор с ребятами о круге их чтения. Самостоятельный, сознательный выбор пьесы для младшего школьника (конечно, при тонкой рекомендации руководителя театрального коллектива) – первый шаг к самоутверждению, поэтому нельзя отвергать в грубой форме предложения ребенка. Нужно тактично объяснить ему, по каким причинам пьеса не подходит для ее постановки.

Прекрасно, если режиссер чувствует созвучие в проблематике, если он в состоянии адекватно вместе с учащимися вскрыть содержание хорошей пьесы и потом опять совместно придумать интересную форму спектаклю [2]. Однако не стоит играть спектакли, если дети в них оказываются исключительно в качестве иллюстративного материала к пьесам великих зарубежных и российских классиков. Классика не прощает неточности и недопонимания, и в состоянии умертвить даже детскую непосредственность. Обращаются к классике, если чувствуют в ней живое созвучие потребностям детей, пришедших играть [2].

Следующий этап работы – так называемый «застольный период», когда проводится анализ пьесы. Обычно первая репетиция – это читка пьесы. Знакомство с ней чрезвычайно важно, потому что от первого эмоционального впечатления зависит дальнейшая работа. Если ребенка не заинтриговать сразу, то в дальнейшем он, либо будет работать без интереса, либо вовсе откажется играть в этом спектакле [1].

Работая с детьми младшего школьного возраста целесообразно предложить детям такую последовательность работы: педагог читает или рассказывает произведение, затем дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст. До чтения и после него рассматривают иллюстрации. Это помогает в игровой ситуации, которая является наиболее приемлемой и понятной для младших школьников, воспроизвести образы героев. Способность представить себе героев произведения, события, в которых они участвуют, и обстановку действия, а также понять их чувства, характеры, взаимоотношения друг с другом способствуют развитию эстетического чувства детей, их воображения. Настроение, характер, взаимоотношения героев отражаются в позе, мимике, движениях. Надо научить детей внимательно рассматривать художественные иллюстрации, думать над тем, что хотел сказать художник, изображая их в том или ином положении. Ведущую роль в создании ярких представлений играет воображение, оно активно участвует в эстетическом восприятии книжной иллюстрации, помогает детям дорисовывать характеры и события, дает возможность представить обстановку, в которой развертывается сюжетное действие. Нужно только правильно руководить вниманием детей при рассматривании. Для этого важно продумать вопросы, предлагаемые детям при рассматривании иллюстраций, их последовательность, которая может меняться в зависимости от характера иллюстраций. Вопросы могут быть такого содержания: «кто нарисован на картинке?», «что делают действующие лица?» «какое у них настроение? почему?» «какие позы? почему?». Такая система вопросов, способствует развитию четкости, осмысленности представлений, устанавливает связь иллюстрации с текстом.

Первую репетицию, первое знакомство с пьесой лучше всего завершить обсуждением. Полезно по горячим следам, после прочтения, поговорить о том, что взволновало ребят, какие возникли у них вопросы, что в пьесе удачно написано, а что вызывает недовольство. И не надо спешить с разрешением всех вопросов. Обсуждение преследует только одну цель – выявление первого коллективного впечатления и общего эмоционального настроя.

Если пьеса не взволновала исполнителей, то можно попытаться найти способы, чтобы все-таки увлечь коллектив произведением – без этого невозможна дальнейшая работа. Когда никакие способы не помогают, и она, по-прежнему, не вызывает никаких эмоций у детей, то лучше от нее отказаться совсем. Если пьеса разбудила чувство коллективизма, то важно это чувство усилить и пронести через весь процесс работы. Первое обсуждение в любом случае подскажет режиссеру многое и даст толчок к следующим репетициям.

«Застольный период» нельзя передерживать по времени, так у исполнителей может пропасть желание работать. Достаточно трех, четырех репетиций, и можно переходить на новый этап – репетиции на сцене.

Проводя репетицию, педагог направляет детскую фантазию по верному пути, следит за последовательностью развития событий, иногда напоминает пропущенный эпизод, исправляет неправильно произнесенную реплику, поощряет застенчивых детей. Формирование опыта исполнительского искусства опирается на активные, деятельные виды восприятия. Соотнесение драматического произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. «У детей младшего школьного возраста возникают важные для дальнейшего творческого развития ассоциативные связи между особенностями произведения того или иного жанра и коммуникативной ситуацией» [3].

В конце каждой репетиции необходим ее анализ, чтобы подвести итог проделанной работы, сделать замечания, сказать обо всем, что огорчило в организации, в дисциплине. Делать это надо аккуратно, чтобы не обидеть детей.

Когда работа над спектаклем близится к завершению: роли выучены, актеры сжились с характерами своих героев, мизансцены выстроены, и не за горами долгожданный показ спектакля; возможно и даже полезно провести открытую или публичную репетицию.

Подобные репетиции нужны, когда спектакль еще не сдан, а зритель уже нужен. Такие встречи со зрителем дают свой добрый эффект. Это так называемый пробный прогон, который может быть и без костюмов, и без грима, и смысл его в том, чтобы услышать полноценный отклик зала – обратную связь, чтобы зал прокорректировал то, что движется или стоит в спектакле, что «берет», а что «не берет» зритель, что проходит мимо его восприятия, что получает отклик.

Завершающий этап перед выпуском спектакля – генеральная репетиция. Когда уже все готово, артисты в костюмах, все как на спектакле. Первая генеральная репетиция чаще всего бывает неудачной, поэтому нужны вторая, а может и третья генеральные репетиции – репетиции, накапливающие надежность. Неудача первой генеральной требует немедленного вмешательство режиссера, т.к. актеры-любители очень подвержены крайним настроениям. Нужно собрать ребят и сказать что-то, чтобы всех немного подбодрить, предупредить панику и разочарование.

Итак, мы проследили основные этапы постановки спектакля в детском любительском театре, особое внимание уделив проблеме выбора репертуара. Подтвердили мнение о том, что, работая с детьми, обязательно следует учитывать их возрастные особенности и режиссер, работая с младшими школьниками над спектаклем, должен это учесть, и определить индивидуальный подход к каждому ребенку.


Список литературы

  1. Корогодский, З.Я. Репетиции… Репетиции… Репетиции…. – М.: Советская Россия, 1987. – 72 с.
  2. Корягин, Н.Н. Как оформить самодеятельный спектакль / Н.Н. Корягин, Д.Н, Тихомиров. – М.: Профиздат, 1963. – 107 с.
  3. Архипова, М.В. Структурная организация слушания музыки в работе с младшими школьниками: Дис. … канд. пед. наук. Москва. – 2011. 184 с.