АВС-КЛАССИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

№11,

Экономические науки

Поддубная Елизавета Сергеевна

Шумилин Петр Евгеньевич (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТОРГОВЛЯ; РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; АУДИТ; ТОВАРООБОРОТ; АВС-АНАЛИЗ; ТОВАРНЫЕ ГРУППЫ; TRADE; RETAIL BUSINESS; AUDIT; TRADE TURNOVER; ABC-ANALYSIS; COMMODITY GROUPS.


Аннотация: В данной статье авторы предлагают в качестве инструмента внутреннего аудита использовать анализ товарных групп на основе АВС-классификации. По мнению авторов, этот инструмент позволит малым предприятиям розничной торговли оптимизировать структуру товарооборота и смягчить последствия снижения покупательского спроса.

Анализ произведен на примере конкретного предприятия розничной торговли – общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Магнат», город Ростов-на-Дону.


Для большинства россиян 2015 год стал годом падения покупательской способности в результате резкого роста цен. И если крупные предприятия розничной торговли и торговые сети имели своеобразный «запас прочности», то малые предприятия розничной торговли в полной мере ощутили на себе падение потребительского спроса, особенно в следующем 2016 году.

С подобной проблемой в полной мере столкнулось и малое предприятие розничной торговли города Ростов-на-Дону ООО «Магнат», которое осуществляет свою деятельность с октября 2007 года. Основной вид экономической деятельности предприятия: 47.11 – розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Уставной капитал – 10000 руб. Количество сотрудников – 15 чел. [3]

Достаточно отметить тот факт, что если в конце 2015 года предприятию удалось сохранить положительную динамику выручка/себестоимость, то уже в 2016 году себестоимость превысила выручку на 3660 тыс. руб. [3]

Таким образом, при отсутствии проблем в бухгалтерском учете, предприятие столкнулось с проблемой хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Решение подобных проблем, как свидетельствует мировой опыт, невозможно без независимого анализа отдельных аспектов деятельности предприятия и выработки рекомендаций по исправлению возникшей ситуации.

В настоящее время, эти задачи решает внутренний аудит, который в своем развитии прошел этапы от проверки бухгалтерско-финансовой отчётности и сохранности товарно-материальных ценностей до управления рисками и повышения эффективности бизнес-процессов.

Внутренний аудит в России в его современном состоянии в большой степени соответствует определению международного института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), которое гласит: «Внутренний аудит – это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке её работы в её же интересах. Внутренние аудиторы представляют данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок» [2, c.31]

Таким образом, на современном этапе внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, которые находятся за рамками финансовых и бухгалтерских процессов.

В свою очередь, расширение функциональных возможностей, позволяет применять для внутреннего аудита наработанные мировым опытом инструменты анализа, как, например, АВС-классификация.

АВС-классификация (также называемый АВС-анализ и АВС-матрица) — это инструмент, который целесообразно применять для исследования структуры товарооборота, выявления целевой аудитории и формирования ассортимента наиболее востребованной продукции.

Порядок проведения процедуры ABC-классификации следующий:

1. Выбор исследуемых объектов и параметров. В нашем случае: объекты — товарные группы, а параметры — их доля в общем товарообороте.
2. Расчет рейтинга товарных групп на основе принципа Парето, согласно которому всего 20 % ассортимента товаров приносят 80 % общего дохода [1].
3. Выделение A, B и C групп на основе следующих значений [1]:

А — наиболее ценные товары, 20 % ассортимента, 80 % продаж;
В – товары среднего звена, 30 % ассортимента, 15 % продаж;
С — наименее ликвидные товары, 50 % ассортимента, 5 % продаж.

Исследование структуры товарооборота предприятия розничной торговли ООО «Магнат» было проведено с помощью программного продукта MS Excel.

Отметим, что для исследования динамики структуры товарооборота, АВС-классификация была проведена по отдельности для 2014, 2015 и 2016 года, а затем данные по группам А, В, С для трёх лет были сведены в общую таблицу (таблица 1), представленную ниже.

Динамика структуры товарооборота без разделения на группы А, В и С представлена на рисунке 1.

Таблица 1. Динамика структуры товарооборота ООО «Магнат» (%)*

Товарные группы

2014

2015

2016

Товарные группы

2014

2015

2016

Алкогольные изделия (без пива) 14 14,7 9,2 Безалкогольные напитки 2,2 2,1 3,82
Мясо и птица 5,5 5,35 4,95 Овощи 0,8 0,7 0,75
Кетчуп и майонез 0,9 1 0,85 Пиво 3,6 4,1 4,63
Кондитерские изделия 8,8 8,5 9,08 Рыба (в том числе солёная и копчёная) 8,2 7,3 6,1
Колбасные изделия 15 13,75 9,05 Сахар 1,3 1,3 1,3
Консервы мясные 1,2 0,2 0,2 Фрукты 3,3 2,9 3,8
Консервы овощные 1,5 1,5 1,8 Снековая продукция 2,1 3,1 3,75
Консервы рыбные 1,3 0,9 1,45 Специи и соль 0,4 0,9 0,7
Кофе, какао, шоколад (напиток) 0,9 1 2,15 Сыры твердые и плавленые 2,7 2,6 2,65
Крупы 0,8 0,65 1,95 Табачные изделия 3,5 3,7 2,1
Макаронные изделия 0,6 0,5 3,1 Сливочное масло, спред, маргарин 1,3 1,05 1,6
Масло растительное 0,8 1,1 2,78 Чай 0,9 1 1,05
Молочные продукты 8,65 9,7 7,5 Хлебобулочные изделия 7,6 7,65 10,39
Мороженое 1,1 1,65 1,8 Яйца 0,6 0,8 0,85
Мука 0,45 0,3 0,45

* Группы: А – жирный шрифт, В – курсив, С – обычный шрифт


Рис.1.Динамика структуры товарооборота ООО «Магнат» с 2014 по 2016 гг. (%)

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

1. Доля выручки в общем объеме продаж, количество наименований товарных позиций и доля от общего количества товарных позиций в группах А, В и С за три года не претерпели значительных изменений (таблица 2).

Таблица 2. Динамика групп А, В и С с 2014 по 2016 гг.

Группа

Доля выручки в общем объеме продаж в группе (%)

Количество наименований товарных позиций в группе (шт.)

Доля от общего количества товарных позиций (%)

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016
А 80,85 80,75 81 11 11 14 37,9 37,9 48,3
В 14,7 14,3 14,15 11 10 8 37,9 34,5 34,5
С 4,45 4,95 4,85 7 8 7 24,2 27,6 24,2

2. Парадоксальный рост значений (см. таблицу 2) в год падения покупательской способности (2016 г.) в группе А произошел из-за изменений в цене. Покупатели переключились с более дорогих товаров на более дешевые: с алкогольных изделий на пиво и безалкогольные напитки; с колбасных изделий и мяса на макаронные изделия и крупы; со сливочного масла на растительное.

3. АВС-классификация выявила перераспределение товарного ассортимента внутри каждой группы. Так, безалкогольные напитки, макаронные изделия и сыры переместились из группы В в группу А; масло растительное — из группы С в группу А; табачные изделия – из группы А в группу В, а хлебобулочные изделия упрочили свои позиции в группу А – их доля в объеме продаж – наибольшая. Таким образом, налицо изменение структуры потребительской корзины в 2016 году.

На основании полученных выводов можно сформулировать следующие предложения малым предприятиям розничной торговли:

1.Увеличить скорость товарооборота за счет периодических акций по снижению цен для товаров, срок годности которых подходит к концу.
2. Для увеличения выручки товаров группы С устраивать акции по принципу «два за цену одного».
3. Подобно крупным супермаркетам ввести для постоянных покупателей бонусные или накопительные карточки магазина.
4. Выявить, по бухгалтерской отчетности и методом опроса постоянных покупателей, «островок безопасности» — группу товаров, которая пользуется спросом у постоянных покупателей магазина независимо от изменений в потребительской корзине.

Таким образом, АВС-классификация является полноценным инструментов внутреннего аудита, который позволяет дать практические рекомендации малому предприятию розничной торговли по исправлению негативной ситуации, особенно в условиях кризиса.


Список литературы

  1. Афанасьева О. А., Яковлева А. В. Анализ ассортимента электроприборов с использованием ABC-анализа // ECONOMICS. – 2015. – № 4(5). – С.35-38.
  2. Суйц, В.П. Аудит. – М.: Высшее образование, 2007. – 398 с.
  3. Сайт проверки контрагентов в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1076164013507_6164270511_ OOO-MAGNAT/balance